Очереди к врачам, медики-грубияны, бесплатные лекарства – в ФСМС ответили пациентам

16 марта, 2025
Асель Касымова Асель Касымова
Очереди к врачам, медики-грубияны, бесплатные лекарства – в ФСМС ответили пациентам
Фото: Elordainfo/Оңалхан Өнерхан

Какие вопросы волновали пациентов медицинских учреждений в прошлом году, рассказали в Фонде социального медстрахования, передает Elordainfo.kz со ссылкой на пресс-службу ФСМС.

Как сообщают в ФСМС, в 2024 году казахстанцы наиболее часто спрашивали о способах проверки статуса, уплате и возврате взносов, получении лекарств и необходимой медицинской помощи.

Я плачу взносы на ОСМС, застрахован, но не знаю, на какие медицинские услуги имею право.

В перечень медицинской помощи в системе ОСМС входят:

- специализированная помощь в амбулаторных условиях: профилактические осмотры, консультации профильных специалистов, динамическое наблюдение лиц с хроническими заболеваниями, стоматология определенным категориям населения, диагностика и процедуры;

- специализированная и высокотехнологичная помощь в стационарозамещающих условиях, включая услуги стационара на дому, плановая и экстренная стационарная помощь (лечение в круглосуточном стационаре, операции, в том числе дорогостоящие, лечение в условиях дневного стационара;

- медицинская реабилитация (после болезни, травм, операций);

- обеспечение лекарствами и медицинскими изделиями на уровне поликлиники (для состоящих на учете) и при оказании специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи на уровне стационара.

Меня не приняли в поликлинике из-за отсутствия статуса застрахованного. Выходит, я не получу медпомощь, даже если заболею?

Лицам, за которых не поступили отчисления и взносы, доступен гарантированный объем бесплатной медицинской помощи.

ГОБМП предоставляется гражданам РК, кандасам, беженцам, иностранцам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в Казахстане, за счет бюджета.

В гарантированный объем медпомощи входят:

- скорая медицинская помощь;

- первичная медико-санитарная помощь;

- специализированная медицинская помощь в амбулаторных условиях: при профилактике и диагностике ВИЧ-инфекции и туберкулеза; при травмах, отравлениях и других неотложных состояниях; при социально значимых и определенных хронических заболеваниях;

- специализированная медпомощь в стационарозамещающих условиях: при социально значимых заболеваниях; при определенных хронических заболеваниях, подлежащих динамическому наблюдению;

- специализированная медицинская помощь в стационарных условиях: при лечении инфекционных, паразитарных заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, по определенному перечню; при изоляции лиц с подозрением на эти заболевания и др.;

- медицинская реабилитация больных туберкулезом;

- паллиативная медицинская помощь по перечню заболеваний;

- обеспечение препаратами крови и ее компонентами.

- обеспечение лекарственными средствами, медицинскими изделиями, специализированными лечебными продуктами, иммунобиологическими лекарственными препаратами.

Что делать, если врачи перегружены и нет записи?

Длительность ожидания медицинских услуг не должна превышать 15 рабочих дней. Если в поликлинике нет записи в указанные сроки, то пациента при необходимости могут направить по соисполнению в другую клинику.

В случае ожидания медуслуг более 15 дней и ненаправления пациента к другому врачу/в другую клинику, он может обратиться в службу поддержки пациента и внутренней экспертизы. Она рассматривает обращения и жалобы, занимается урегулированием ситуаций, возникших при получении пациентами медицинских услуг. Причем обратиться туда могут как сами пациенты, так и их родственники.

Также в организациях ПМСП работают фильтр-кабинеты, в которые пациент может обращаться с признаками или подозрением на инфекционное заболевание. Запись туда не нужна

Как получить необходимые лекарства по ОСМС?

Лекарства выдаются по определенным заболеваниям (согласно Перечню лекарственных средств и медицинских изделий для бесплатного и (или) льготного амбулаторного обеспечения отдельных категорий граждан РК с определенными заболеваниями (состояниями).

Пациенту необходимо обратиться в свою поликлинику. Там он проходит необходимые обследования для установления диагноза. Затем оформляется диспансерный учет, и он находится под наблюдением у участкового врача или профильного специалиста, который будет выписывать рецепт на бесплатное получение лекарства. По нему при предъявлении удостоверения личности пациенту выдадут лекарство в аптеке при поликлинике.

Бывают случаи, когда выписанных лекарств нет в наличии. В этом случае следует обратиться в контакт-центр ТОО «СК-Фармация» по номеру 1439.

Также можно подать обращение в Фонд социального медицинского страхования через мобильное приложение Qoldau 24/7, @SaqtandyryBot в Telegram, официальный сайт Фонда https://msqory.kz/ru/, Единую платформу приема и обработки обращений граждан https://eotinish.gov.kz/.

Что такое Служба поддержки пациента, и как она работает?

Служба поддержки пациента и внутреннего аудита по принципу «здесь и сейчас» рассматривает жалобы пациентов и в случае необходимости принимает меры для восстановления их нарушенных прав. Обращаться туда могут как сами пациенты, так и их родственники.

Куда обращаться при грубом обращении медперсонала?

При ненадлежащем исполнении своих обязанностей медицинскими работниками можно обратиться в службу поддержки пациента и внутренней экспертизы, которая функционирует при каждой медорганизации. Она заинтересована в разрешении ситуации на месте и проводит работу с медицинским коллективом, учитывая анализ обращений пациентов.

Можно направить жалобу в управление здравоохранения.

Врач в поликлинике назначил уколы и направил в процедурный кабинет. Лекарства покупал самостоятельно. Это законно?

Пациенты, прикрепленные к организации ПМСП, имеют право на бесплатное обеспечение определенными препаратами, включенными в перечень лекарственных средств и медицинских изделий, подлежащих обеспечению через поликлинику (приказ министра здравоохранения РК от 5 августа 2021 года № ҚР ДСМ-75). Если назначенные препараты и диагноз пациента входят в этот перечень, поликлиника обязана сама обеспечить его этими лекарствами. В случае же если они не входят в бесплатный перечень, пациент покупает препараты сам.

Можно ли обращаться к профильным специалистам без направления участкового врача?

Да, без направления специалиста первичного звена запись на прием к профильным врачам возможна в определенных случаях:

1) неотложные состояния и травмы;

2) обращение отдельных категорий пациентов за стоматологической помощью;

3) обращение к профильному специалисту по поводу заболеваний дерматовенерологического профиля;

4) обращение к акушер-гинекологу, за исключением случаев постановки на учет по беременности, и психологу по месту прикрепления;

5) обращение к профильному врачу при подозрении на заболевание онкологического и гематологического профиля;

6) обращение (самообращение) в молодежные центры здоровья;

7) обращение к профильному врачу при динамическом наблюдении;

8) повторный прием профильного специалиста в рамках одного случая обращения, а также при подозрении на новообразование;

9) оказание услуг передвижными медкомплексами и медпоездами.

С меня требуют уплату взносов, хотя я льготник. Говорят, что не застрахован в системе.

Если пациент входит в льготную категорию, то взносы за него уплачивает государство, самому их вносить не нужно.

Если же статус отсутствует, нужно выяснить причину. К примеру, информация о студенте-очнике могла не быть передана в Национальную образовательную базу данных, и он утратил статус. Либо мужчина проходил срочную воинскую службу, а данные об этом не направлены в фонд.

Для изучения ситуации и актуализации статуса следует обратиться в Фонд социального медицинского страхования.

Как узнать, какие медицинские организации работают по ОСМС в регионе по определенному виду медуслуг?

Перечень поставщиков фонда доступен на официальном сайте в разделе «Поставщикам» – «Карта поставщиков». Также можно обратиться в свою поликлинику и узнать, с какими медицинскими организациями она работает по соисполнению по тем или иным медуслугам.