00:00
Астана -10oC
USD:
473.29
EUR:
512.81
RUB:
5.47
Поиск

Я люблю тебя, жизнь: Олжасу Сулейменову исполнилось 85 лет

14 февраля, 2023
elordaaqparat elordaaqparat
Я люблю тебя, жизнь: Олжасу Сулейменову исполнилось 85 лет

В 60-е годы мир потрясла новая культура – были сброшены оковы тоталитаризма и отмерших порядков. Именно в этот период творили люди, которые изменили ход истории, чьи имена и произведения до сих пор на слуху: Феллини, Антониони, Айманов, Гайдай – это кино. Боб Дилан, "Битлз", Дженис Джоплин – это музыка. А какое блистательное созвездие талантов представила литература! "Шестидесятники" - это Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, и, конечно, Олжас Сулейменов.

"Шестидесятники – поколение, освобождавшееся от обузы, ото льда, от булыжников сталинизма. Поэты же тогда стали теми, кто наиболее ярко и доходчиво объяснил своему поколению оттепель", - говорил Олжас Сулейменов.

Сегодня нам трудно такое представить, но в 60-е годы поэты были кем-то вроде современных "звезд" – конечно, ради них люди собирались целыми стадионами, чтобы услышать бессмертные строки, такие как:

Матерью – степь мы называем, Девушкой – мы скакуна называем, Мы – Все, что дорого, величаем Твоим именем, Женщина. Родина – женщина, История – женщина, Честь, Отвага, Поэзия – женщина. Художник свободу рисует – женщиной, Трава, лужайка, погода – женщина. Небо – наполовину женственно, Даже мужественность Моя. Может быть, Поэтому женщины У мужских изголовий стоят. Даже грусть и метель – Женщина. Слава, смерть и тревога – Женщина. Я люблю тебя, жизнь, Беспокойная жизнь, Потому, что ты – женщина...

Это – строки из поэмы Сулейменова "Земля, поклонись человеку", которую он написал, восхваляя подвиг Юрия Гагарина, полетевшего в 1961 году в космос. Свою поэму Олжас Сулейменов потом прочитает не только в Советском Союзе, но и в Колумбийском университете, и в Сорбонне.

"В 1961 я приехал в Алма-Ату и устроился в "Казахстанскую правду" литературным сотрудником. Редактор Федор Боярский знал, что я пишу стихи. 11 апреля он пригласил меня к себе и говорит: "Завтра, по секрету скажу тебе, полетит в космос наш человек. Давай какие-нибудь стихи. Ты инженер, должен понимать". Ближе к полуночи я отпечатал стихотворение, отдал и спокойно поехал домой спать. А утром – шквал. Так, как 12 апреля 1961, мир не праздновал ничего после 1945. То, что я участвовал в этом, греет до сих пор. В течение недели я набросал всю поэму", - вспоминал Олжас Сулейменов.

И все-таки неверным было говорить только о литературной деятельности Олжаса Сулейменова – важно помнить о его неоценимой роли в завершении испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне. Не возьмись за это дело поэт, кто знает, как долго бы еще доходил до людей весь ужас ситуации и бесчеловечность испытаний, лишенных даже намека на созидание – того, что поэты считают самым важным в человеке, тем, что отличает его от животного. Художник Амандос Аканаев не мог пройти мимо фигуры главного казахстанского поэта современности, и в 1981 году создает триптих – некий промежуточный итог деятельности Олжаса Сулейменова. Обратите внимание, как выделена центральная фигура картины – есть что-то общее с работами художников барокко, особенно – великого Рембрандта, с которым Аканаев и спорит в своей картине, придавая центральному герою экспрессивные черты, не давая ему застыть в хрестоматийно-библейской позе. За Олжасом Сулейменовым мы можем увидеть героев его стихотворений и  выступлений – здесь и космонавт, и исписанные листы бумаги, и измученные испытаниями люди. Изможденные и уставшие, они сидят за тем, кто стал их последней надеждой – человеком, который знает, что и одно слово способно спасти человечество. Можно и по-другому интерпретировать картину – да, поэт защищает немощных людей, но в то же время он гневно обращается к нам – как же мы допустили такое друг с другом? Словно для усиления эффекта гневного обращения, Аканаев поставил Сулейменова у микрофона, и здесь мы вспоминаем еще одного великого поэта – Высоцкого.

Я весь в свету, доступен всем глазам, Я приступил к привычной процедуре: Я к микрофону встал как к образам. Нет-нет, сегодня - точно к амбразуре. И микрофону я не по нутру Да, голос мой любому опостылит, Уверен, если где-то я совру, Он ложь мою безжалостно усилит.