«Импорт вместо казахстанского»: депутат требует навести цифровой порядок в госзакупках

Сегодня, 15:21
Мөлдір Маратқызы Мөлдір Маратқызы
«Импорт вместо казахстанского»: депутат требует навести цифровой порядок в госзакупках
Фото: Оңалхан Өнерхан

Руководитель фракции «Народной партии Казахстана»  Магеррам Магеррамов направил депутатский запрос Премьер-Министру Олжасу Бектенову по вопросам развития обрабатывающей промышленности, цифровой трансформации и защиты внутреннего рынка, передает Elordainfo.kz.

Депутатская фракция «Народная партия Казахстана» провела круглый стол на тему «Обрабатывающая промышленность Казахстана: экономика роста и цифровая трансформация», в ходе которого представители отрасли обозначили ряд актуальных проблем.

"Сегодня проводится кардинальная реформа существующей системы взаимоотношений предприятий обрабатывающей промышленности с рынком регулируемых закупок. Для этого было принято решение о создании Единого реестра казахстанских товаропроизводителей. Перечень условий производства, производственных и технологических операций принят Приказом министра промышленности и строительства 25 сентября 2025 года.  Данный перечень не имеет под собой методологической конкретики и не берет в учет то, что действующая практика промышленного производства показывает значительное разнообразие технологических процессов в зависимости от вида продукции, используемых материалов, сложности конструкции и уровня автоматизации. Универсальный перечень условий и технологических операций не всегда учитывает эту множественность вариантов, что требует гибкости и дифференцированного подхода при цифровой верификации и формировании критериев", - сказал Магеррам Магеррамов.

Он добавил что Комитет технического регулирования и метрологии Министерства торговли и интеграции РК имеет инструменты для защиты внутреннего рынка, которые включают в себе меры оперативного реагирования с изъятием и запретом обращения продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов. Однако в ходе государственного контроля и надзора представители недобросовестных импортеров не допускают госинспекторов на предприятия, соответственно, они не могут выполнить свои функции. 

"Кроме того, было отмечено слабое межведомственное взаимодействие. В зависимости от специфики производства контроль и надзор могут осуществляться разными государственными органами, что приводит к дублированию функций и снижению эффективности управления", - отметил он.

Депутат также отметил недостатки в действующем механизме защиты отечественных товаропроизводителей (ОТП) через изъятия из национального режима. По словам Магеррамова, заказчики обходят требования, закупая импортные товары через категории «работ» и «услуг».

В качестве примера он привел проект «Комфортные школы», где при наличии казахстанской мебели поставляется импортная.

"Я лично был в Павлодарской области, где мне показали склад, полностью забитый школьными партами и стульями отечественного производства, которые не востребованы в виду того, что они заменены товарами импортного производства. Все это следствие неэффективного механизма контроля фактического использования товаров отечественного производителя, а также отсутствие ответственности за его неприменение на объектах строительства, при регулируемых закупках и других проектах, финансируемых из государственного бюджета", - заявил депутат.

НПК предлагает внедрить современные IT-решения для идентификации происхождения товаров и создать единую цифровую платформу, объединяющую строительный сектор и обрабатывающую промышленность. Это позволит обеспечить прозрачность и объективный учет доли отечественного содержания в госзакупках.

Отдельное внимание уделено проблемам легкой промышленности. По словам Магеррамова, рынок школьной формы «практически отдан импортерам», а казахстанские предприятия теряют позиции.

Кроме того, казахстанская текстильная продукция сталкивается с неравными условиями экспорта на рынке Евразийского экономического союза.

"Сегодня существуют неравные конкурентные условия для экспорта товаров легкой промышленности. При поставке готовой текстильной продукции в страны ЕЭС для казахстанской продукции предусмотрена оплата импортной ввозной пошлины на готовую продукцию в размере 12 процентов, в то время как для производителей Узбекистана пошлина составляет 0, Турции – 0, Пакистана – 0 на товары с аналогичным кодом товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Данная пошлина делает нашу продукцию неконкурентоспособной на рынке ЕЭС. Правительству следует принять меры по созданию справедливых конкурентных условий для экспорта казахстанских товаров легкой промышленности", - добавил Магеррам Магеррамов.

Ранее сообщалось, что с нового года изменится процедура госзакупок для казахстанских товаропроизводителей.