Минтранс Азербайджана сделал заявление по предварительному отчёту о крушении лайнера AZAL

Сегодня, 09:07
elordaaqparat elordaaqparat
Минтранс Азербайджана сделал заявление по предварительному отчёту о крушении лайнера AZAL
фото: отчет Минтранса РК

25 декабря 2024 года самолет «Азербайджанских Авиалиний», выполняя регулярный рейс Баку-Грозный, потерпело крушение вблизи аэропорта Актау, погибло 35 пассажиров и 2 члена экипажа, передает Elordainfo.kz.

Министерство транспорта РК 4 февраля 2025 года распространило информацию о предварительном отчете по расследованию крушения пассажирского самолета типа «Embraer 190», принадлежащего ЗАО «Азербайджан Хава Йоллары» (AZAL), недалеко от аэропорта Актау, проведенному в соответствии с Приложением 13 Чикагской Конвенции о международной гражданской авиации 1944 года.

Эксперты Минтранса Азербайджана в свою очередь прокомментировали результаты предварительного отчета и пришли к следующим выводам: 

1. Пассажирский самолет «Embraer 190-100 IGW», зарегистрированный под номером 4K-AZ65 и принадлежащий ЗАО «Азербайджанские Авиалинии»(«AZAL»), выполнявший регулярный рейс J2-8243 из города Баку Азербайджанской Республики в город Грозный Российской Федерации, с момента начала выполнения полета на участке маршрута до Грозного находился в полностью пригодном для полетовсостоянии. Эти данные о летной годности воздушного судна, включая работу его систем управления, были подтверждены с помощью данных FDR;

2. Оба двигателя самолета работали без технических проблем до момента аварии. Эта информация также подтверждают данные FDR;

3. Во время выполнения полета в воздушном пространстве Российской Федерации, в том числе над аэропортом Грозный, самолет потерял сигналы GPS;

4. Из-за неблагоприятных погодных условий над Грозным самолет не смог совершить второй заход на посадку, после чего капитан принял решение вернуться в Баку. После принятия этого решения над Грозным, в CVR были зафиксированы два внешних звука с интервалом в 24 секунды;

5. Сопоставление данных CVR и FDR показало, что через 4 секунды после первого внешнего звука вышла из строя 3-я гидравлическая система, через 6 секунд – 1-я гидравлическая система, а через 21 секунду – 2-я гидравлическая система;

6. Были обнаружены многочисленные глухие и сквозные повреждения в фюзеляже, зафиксированные посредством фотографий и видеозаписей. Данные повреждения были обнаружены в задней частифюзеляжа, подавляющее большинство из которых было на вертикальном и горизонтальномстабилизаторах, а также левом крыле и левом двигателе;

7. Предоставлена информация о том, что обнаруженные повреждения в фюзеляже воздушного судна образовались в результате воздействия внешних объектов. В предварительном отчете не содержится информации о наличии каких-либо фактов, указывающих на столкновение воздушного судна с птицами;

8. Обнаруженные в глухих повреждениях фюзеляжа посторонние объекты, не принадлежащие воздушному судну, были извлечены; их фотографии представлены общественности в тексте предварительного отчета. Для точного определения принадлежности обнаруженных посторонних объектов в дальнейшем планируется проведение дополнительных экспертиз;

9. В 05:13:32 на воздушном судне вышли из строя основные системы управления; в 05:21:42 диспетчер по взаимодействию сообщил в Грозный о проведении операции «Ковер»;

10. Не указано никакой информации, содержащей факт взрыва кислородного баллона.

Информацию азербайджанского ведомства публикует агентство Minval.az со ссылкой на Министерство цифрового развития и транспорта Азербайджанской республики. 

Напомним, 25.12.2025 г., в 11:28 местного времени (06:28 UTC)1, днем, при выполнении посадки на ВПП 11 аэродрома Актау произошло авиационное происшествие с самолетом Embraer 190-100 IGW2 4K-AZ65, принадлежащим ЗАО «Азербайджан Хава Йоллары» «Azerbaijan Airlines». Воздушное судно выполняло регулярный пассажирский рейс J2-8243 по маршруту Баку (UBBB) – Грозный (URMG). После двух неудачных попыток произвести посадку на аэродром Грозный, экипаж принял решение на возврат в Баку. В процессе возврата в 05:13:32 были потеряны основные системы управления самолета. Далее, в 05.42, экипаж принял решение следовать на запасной аэродром Актау, для аварийной посадки.

На борту самолета находились 5 членов экипажа3 и 62 пассажира. В результате авиационного происшествия командир воздушного судна, второй пилот, старший борт проводник и 35 пассажиров (всего 38) погибли (в т.ч. 6 – граждане Казахстана, 25 – Азербайджана, 7 – России), 2 борт-проводника и 27 пассажиров получили телесные повреждения различной степени. В результате столкновения с земной поверхностью, самолет разрушился и частично сгорел. Авиационное происшествие произошло на удалении около 5 км северо-западнее торца ВПП 11 аэродрома Актау (на удалении около 25 км северо-западнее г. Актау). В результате авиационного происшествия ВС полностью разрушилось и частично сгорело при наземном пожаре.

Расследование начато – 26.12.2024 г. Первоначальные действия на месте АП (эвакуация пассажиров, тушение пожара, охрана места АП) проведены сотрудниками МЧС РК, АО «Международный аэропорт Актау», АО «Казавиаспас», МВД РК.

Азербайджанская Республика, Российская Федерация, Федеративная Республика Бразилия назначили Уполномоченных представителей и их советников для участия в расследовании. Международная организация гражданской авиации (ИКАО) назначила аккредитованного наблюдателя. В расследовании принимают участие представители разработчика и изготовителя самолета (Embraer S.A., Empresa Brasileira de Aeronautica S.A.) и авиакомпании ЗАО «Азербайджан Хава Йоллары» («Azerbaijan Airlines»).

С результатами предварительного отчета можно ознакомиться по ссылке