Когда власть слышит, или Зачем нужны корректировки в экономические реформы

Сегодня, 19:54
elordaaqparat elordaaqparat
Когда власть слышит, или Зачем нужны корректировки в экономические реформы
Фото: Оңалхан Өнерхан

На минувшей неделе в Казахстане произошло уникальное событие. Уникальное, в первую очередь тем, что никогда еще правительство страны не делало работу над ошибками столь оперативно, при этом президент не устраивал публичных порок министров на потребу публике. Буквально за один день мы увидели, как слаженно работает команда профессиональных управленцев во главе с Токаевым: утром дано поручение ― вечером получен результат.

Итак, глава Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил премьер-министру Олжасу Бектенову до конца рабочей недели представить план конкретных мер, касающихся упорядочения хода реализации разработанной Правительством программы экономических реформ в интересах граждан. Правительству надлежало внести коррективы и принять решения, направленные на поддержку малого и среднего бизнеса, улучшение инвестиционного климата, а также оздоровление экономической ситуации в стране. 

В то же время, Токаев подчеркнул, что основные параметры экономической политики Правительства соответствуют стратегическим интересам Казахстана, учитывают глобальную конъюнктуру и современные рыночные тенденции. Однако ― без корректировок явно было не обойтись.

В тот же день премьер-министр провел совещание с участием членов правительства, руководителей государственных органов и организаций по вопросу исполнения поручения президента. Оно проходило в закрытом режиме, по его итогам было распространено официальное сообщение о том, какие меры принимаются правительством по обеспечению макроэкономической стабильности и нивелированию негативных последствий экономических реформ. 

Так, с 16 октября 2025 года введен мораторий на дальнейшее повышение цен на бензин марки АИ-92 и дизельное топливо до стабилизации уровня инфляции. Было приостанавливается повышение коммунальных тарифов для всех групп потребителей до конца первого квартала 2026 года. При этом все запланированные ремонтные работы на объектах системы ЖКХ должны быть завершены в установленные сроки.

Для предотвращения роста цен на социально-значимые продовольственные товары должна быть активизирована работа стабилизационных фондов путем двукратного увеличения объемов финансирования отечественных сельхозтоваропроизводителей, что, в свою очередь, приведет к удешевлению продукции, относящейся к категории СЗПТ. Одновременно будет усилена работа региональных комиссий по выявлению необоснованных посредников и фактов завышения торговых надбавок. 

Для снижения негативного воздействия нового Налогового кодекса на деятельность малого и среднего бизнеса, принято решение исключить излишние ограничения на применение специального налогового режима на основе упрощенной декларации. В запретительном списке сохраняются только 44 вида деятельности по аналогии с действующим законодательством.

Кроме того, с 1 января 2026 года налоговое администрирование будет проводиться «с чистого листа», что предполагает в отношении микро-, малого бизнеса: отмену налоговых проверок; отмену камерального контроля; отмену подачи в судебные органы исков о признании сделок недействительными; отмену подачи в судебные органы исков о признании регистрации, перерегистрации недействительной. Пени и штрафы по налогам будут списаны в случае погашения основной суммы долга до 1 апреля 2026 года. Налогоплательщики, превысившие порог для постановки на учет по НДС, не будут привлекаться к административной ответственности.

Также сообщается, что будет проведена акция для налогоплательщиков по снятию с учета в налоговых органах и органах юстиции в упрощенном порядке без проведения камерального контроля и налоговых проверок. 

Правительство на фоне сокращения предложений по ипотечным программам со стороны банков второго уровня, связанного с повышением базовой ставки, приняло решение поддержать систему жилищно-строительных сбережений. Для этого объем удешевленного ипотечного кредитования для населения будет увеличен в два раза, через действующие программы «Наурыз» и «Наурыз-Жұмыскер» ― до 500 млрд тенге. Кроме того, решено возобновить программу «Әскери баспана», которая позволит приобрести квартиру на вторичном рынке не менее 7 тысячам семей военнослужащих ежегодно. Со строительными компаниями будут заключены оффтейк-контракты по строительству жилья, реализуемого в рамках данных программ. При этом застройщики принимают встречные обязательства по фиксации цен на три года.

В рамках мер по поддержке автопрома заявлено, что отечественными автопроизводителями и банками второго уровня будут продолжены программы финансирования покупки легковых автомобилей населением. Также внедряется механизм лизинга на покупку легкового автотранспорта для физических лиц, что направлено на расширение возможностей граждан для приобретения автомобилей. 

Холдингу «Байтерек» поручено в кратчайшие сроки внести предложения по дополнительным мерам поддержки малого и среднего бизнеса.

Некоторые эксперты назвали принятые коррективы мерами, «призванными потушить пожар». Однако на происходящее стоит посмотреть совершенно под другим углом. 

Безусловно, стране необходимы экономические реформы. Другое дело, что при их реализации обозначились неучтенные министрами  нюансы. И здесь как нельзя эффективно сработала концепция Слышащего государства, когда президент принял позицию народа и поручил скорректировать системные изменения с учетом мнения общества. 

В конце концов, именно президент постоянно говорит о построении справедливого общества, Справедливого Казахстана, в котором равны все. Это значит, что реформы не могут работать лишь во благо определенной группы лиц. Их задача ― повысить благосостояние каждого казахстанца. 

Если оглянуться назад, в тот, старый Казахстан, то вряд ли можно вспомнить, чтобы власть признавала и исправляла свои ошибки. Обычно за провальной госпрограммой или заведомо нереализуемой реформой следовало публичная «казнь» какого-либо министра, снятие его с должности. И ― полное забвение. Словно и не было пафосных обещаний перед запуском программ: ни отчетов, ни результатов ― одни растраты.  

Но мы стремимся совершенно к другому укладу общества, когда взаимодействие «народ ― государство» выстраивается на принципах справедливости, прозрачности и открытости.