На маркетплейсах появляются спецразделы «Сделано в Казахстане»
В Казахстане электронная торговля с 2020 года выросла в 7 раз, передает Elordainfo.kz со ссылкой на Telegram-канал Службы центральных коммуникаций при Президенте РК.
Как отметил на пресс-конференции в СЦК директор Департамента развития внутренней торговли Министерства торговли и интеграции РК Ансар Оразалиев, по итогам 2024 года объем внутренней электронной торговли составил 3,2 трлн тенге, или 14,1% от общего объема розничной торговли.
«В целом по итогам 2025 года планируется достичь плановый показатель до 15% от розничного объема торговли. Нами поставлена цель увеличить долю электронной торговли в общем объёме розничной торговли до 18,5% к 2029 году», – сообщил он.
62% продаж на маркетплейсах – электротехника, телефоны, товары легкой промышленности, 38% – товары народного потребления, дал раскладку спикер. Активное развитие получает e-grocery (онлайн-торговля товарами повседневного спроса).
Для развития онлайн-торговли реализуется План развития электронной торговли до 2027 года. Актуализируются профстандарты по электронной торговле. На маркетплейсах внедряются специальные разделы «Сделано в Казахстане». Реализуются новые проекты казахстанских маркетплейсов по закупкам товаров из Китая.
«4 ноября этого года утвержден Национальный стандарт по фулфилмент-центрам (комплекс от хранения и доставки до управления заказами и отслеживания товара), вступающий в силу с 1 января 2026 года. Стандарт охватывает не только хранение, но и реализацию товаров, что соответствует международной практике, будет способствовать росту инвестиций в торговле и даст рост электронной торговли», – отметил Оразалиев.
Разработан новый законопроект в сфере защиты прав потребителей.
«Электронные торговые площадки обязаны иметь внутренние правила и заключать с продавцами договоры, обеспечивающие соблюдение законодательства о защите прав потребителей. Эти правила включают требования к достоверной информации о товаре, гарантиям, доставке, возвратам и безопасности продукции. Площадки должны обеспечить сервис обращений и применять меры к продавцам при подтверждённых нарушениях», – сказал спикер.
Кроме того, по его словам, площадки обязаны хранить данные о продажах и рекламе в течение года и уведомлять пользователей о технических сбоях.
Также в рамках принятого нового Налогового кодекса усилены меры по обеспечению прозрачности деятельности в электронной торговле. В частности, утверждены Правила представления владельцами интернет-площадок сведений в органы госдоходов о реализованных товарах, оказанных услугах и выплатах физическим лицам.
Напомним, в Казахстане разработают меры по стимулированию развития электронной торговли, включая поддержку отечественных онлайн-площадок.