Общественный совет Астаны провел мониторинг специальных учебных заведений столицы

Сегодня, 17:32
elordaaqparat elordaaqparat
Общественный совет Астаны провел мониторинг специальных учебных заведений столицы
Фото: Василий Крась

Общественный совет города Астаны провел мониторинг деятельности специальных учебных заведений столицы, а также ознакомился с мерами поддержки семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями, передает Elordainfo.kz.

Первым объектом посещения стала Специальная школа-интернат №1 акимата Астаны, введенная в эксплуатацию в октябре 2017 года. Занятия проводятся на основе утвержденных учебных планов и программ, адаптированных к особенностям учащихся. В этой школе обучается около 600 детей, из них 90 получают образование на дому. 

Многие ученики имеют сопутствующие диагнозы: есть дети с нарушениями опорно‑двигательного аппарата — много ребят передвигаются на колясках. Взаимодействие с такими учениками требует особого подхода. Задача организаций образования — дать знания, пусть и базовые. В одном классе обучаются 10 детей с нарушением интеллекта, многие из них имеют сопутствующие нарушения – трудности поведения, нарушения общения и социального взаимодействия.

- Учебно-воспитательный процесс в специальных классах направлен на формирование доступных знаний и навыков, социальную адаптацию, подготовку учащихся к самостоятельной жизни в обществе и трудовой деятельности. Со всеми детьми после групповых занятий по расписанию, занимаются такие специалисты, как психолог, логопед, дефектолог, тифлопедагог, массажист, инструктор по труду и ЛФК, педагоги дополнительного образования. Наши педагоги постоянно повышают свою профессиональную квалификацию, участвуют в городских и республиканских семинарах, конференциях. Все обучающиеся учатся в школе в режиме продленного дня, для них организовано  четырехразовое питание. Имеется развозка детей по специальным маршрутам по городу,  - сказал директор школы Улан Қуаныш.

В школе имеются спортивный зал, футбольное, баскетбольное и волейбольное поля, зимний сад, библиотека с читальным залом, актовый зал, кабинет гончарного дела. Также в школе функционируют кабинеты дополнительного образования, такие как робототехника, STEM-лаборатория, трудовые и швейные мастерские, комната Монтессори, кабинет сенсорной разгрузки, двигательной активности, солевая шахта, бассейн и медицинский блок, что позволяет обеспечить комплексное сопровождение обучающихся в школе.

Также, по словам директора школы, дети, обучающиеся на на дому, включены для социализации, интеграции и адаптации в обществе в школьные занятия и мероприятия с частичным сопровождением родителей. Имеется ресурсный центр для коррекционной поддержки детей, обучающихся на дому. В дальнейшем планируется данную категорию детей включить в секции дополнительного образования (кружки, факультативы) с учетом индивидуального психофизиологического развития.  По мере реализации индивидуальной программы обучения проводится анализ достижений каждого ученика и составляется план на следующее полугодие. Согласно графику занятий дети посещают коррекционно-развивающие и индивидуальные занятия со специалистами, лечебно-оздоровительные процедуры (бассейн, ЛФК, массаж, физиотерапия). Ежегодно во время летних каникул организуется летний пришкольный лагерь.

Вторым объектом посещения стала Психолого-медико-педагогическая консультация №3, которая находится по улице Чингиза Айтматова, 41А.

ПМПК — это организация образования, которая проводит обследование детей от рождения до 18 лет для оценки их особых образовательных потребностей.

Здесь проводится определение особых образовательных потребностей у детей с отклонениями в развитии, нарушениями интеллекта, сложностями в обучении. После диагностики ребенка родителям выдается заключение с рекомендациями по программам и сопровождению специалистами.

Руководитель Управления образования Астаны Касымхан Сенгазыев отметил:

-  Основная проблема — это нехватка специалистов узкого профиля: логопедов, дефектологов, сурдопедагогов, тифлопедагогов и других. Количество детей с особыми образовательными потребностями ежегодно растет и, очевидно, будет расти.  В столице соблюден международный норматив — одна ПМПК на 50 тысяч детей. Однако остается вопрос по кабинетам психолого-педагогической коррекции (КППК). Необходимо развивать это направление — как за счет государственных учреждений, так и с привлечением частного сектора — ГЧП. Важно рассматривать возможность госдотаций для частных кабинетов, чтобы они тоже оказывали помощь детям и их родителям. На сегодня в столице действуют 5 кабинетов коррекции. Планируется открыть еще одну ПМПК в 2027 году. Расширение сети КППК будет зависеть от бюджетных возможностей и кадрового обеспечения, - сказал глава ведомства.

Следующими двумя объектами мониторинга были кабинеты психолого-педагогической коррекции №2 и №5.

КППК – это специальная организация образования, которая предоставляет комплексную психолого-педагогическую помощь детям с особыми образовательными потребностями и их семьям. Специалисты: дефектологи, психологи, логопеды, тифло- и сурдопедагоги проводят коррекционные развивающие программы: групповые, подгрупповые, индивидуальные для детей с особенностями развития. Услуги в кабинетах коррекции предоставляются бесплатно и направлены на улучшение развития ребенка и его успешную социализацию.

КППК предоставляет помощь школам и учителям в организации обучения детей с особенностями. Также координируют взаимодействие с медицинскими службами и центрами психического здоровья.

Руководитель КППК №5 Гулжанар Ахаева рассказала, что кабинет функционирует с 1 апреля текущего года. Проектная мощность учреждения составляет от 200 до 300 детей в год. Здесь работают 20 высококвалифицированных специальных педагогов, все с высшим профильным образованием. Общая площадь учреждения — 625 кв. м, на территории которого размещено 10 специализированных кабинетов. Все они оснащены современными методическими и дидактическими материалами.

- Особенностью работы Кабинета коррекции №5 является применение современных методов коррекционной помощи, таких как сенсорная интеграция, элементы АВА-терапии и методика Floor Time. Учреждение полностью оснащено оборудованием для реализации программ сенсорной интеграции. На сегодняшний день в Кабинете коррекции №5 завершен первый цикл работы, в рамках которого успешно выпущено около 70 детей. В настоящее время проводится командная оценка детей с особыми образовательными потребностями, - отметила руководитель кабинета.

Завершая объезд, своим мнением о создании условий для детей с особыми образовательными потребностями в столице поделилась член Общественного совета Астаны Назгуль Макжан.

- Это были не просто формальные визиты — а возможность своими глазами увидеть, как на практике реализуется государственная политика по созданию инклюзивной среды для детей с особыми образовательными потребностями.

В Астане ведется системная работа: открываются новые кабинеты поддержки инклюзии, укрепляется материально-техническая база школ и колледжей, повышается квалификация специалистов и педагогов-ассистентов. Однако остаются и проблемы, требующие внимания: очередь на получение коррекционных услуг, нехватка узких специалистов, а также необходимость обновления нормативной базы для профессионального образования особенных детей. Главная цель — не просто интеграция, а полноценная социализация и раскрытие потенциала каждого ребенка. Инклюзия — это не про жалость, а про равные возможности, уважение к индивидуальности и веру в способности каждого. Мы, как члены Общественного совета и представители гражданского общества, будем и дальше держать эти вопросы на контроле, поддерживать инициативы и решения, направленные на создание условий, в которых каждый ребенок сможет чувствовать себя нужным, любимым и успешным, - поделилась Назгуль Макжан.

Куралай Муратова