00:00
Астана -10oC
USD:
473.29
EUR:
512.81
RUB:
5.47
Поиск

Нужно переходить на продукцию высоких переделов: эксперт

28 февраля, 2023
elordaaqparat elordaaqparat
Нужно переходить на продукцию высоких переделов: эксперт

Казахстан косвенно попадает под влияние антироссийских санкций, поскольку страны имеют достаточно протяженную границу, тесные торговые связи. Кроме того, РК пользуется российской инфраструктурой при экспорте продукции. А действовать западные меры против агрессии России будут долго, отметил Мухтар Джакишев.

«Основная причина санкций, которую ввел Запад против России в первую очередь заключается даже не в агрессии России в Украине. Агрессия России в Украине – это следствие той политики, которую испугалось западное сообщество. Дело в том, что объективных реалистичных причин для начала полномасштабных военных действий в Украине у России не было, поэтому ни один аналитик, который основывает свои выводы на реальном анализе ситуации, не предсказал российского вторжения в Украину. Все исходили из реалистичности причин. Реалистичности причин в данном вторжении нет», – подчеркнул экс-президент НАК «КазАтомПром».

В доводах российской стороны об угрозе приближения НАТО к границам России бывший глава нацкомпании усомнился, поскольку Организация Североатлантического договора присутствует и в странах Прибалтики, а расстояние от границ этих стран до Москвы и Санкт-Петербурга меньше, чем от границ Украины, пояснил спикер.

Что касается денацификации Украины, то количество националистов в РУ в разы меньше количества скинхедов в РФ. Плюс есть Франция, в которой есть вишисты, но Россия не идет против нее, а даже поддерживает эту партию, отмечает Мухтар Джакишев.

«Единственная причина, которая, как оказалось, была нужна Кремлю, чтобы начать эту масштабную войну – падение рейтингов. Запад понял, что для развязывания войны необходимо снижение рейтингов. Чтобы народ сплотился вокруг власти, Кремль будет начинать войны. Это единственная причина, из-за которой Кремль начал эту войну и начнет в будущем. Поэтому единственный выход Запада – ввод санкций. Эти санкции должны действовать ровно столько, чтобы на будущую агрессию у России не хватило сил. Эти санкции будут длительными, разрушительными, и, к сожалению, рикошетом коснутся нас. Поэтому отсюда я делаю вывод, что окончание санкций против России не будет связано с окончанием военных действий России в Украине. Окончание санкций будет тогда, когда Запад убедится, что Россия больше никогда не сможет развязать никаких агрессивных действий», – считает он. 

Логистика продукции, которая шла через Россию теперь для Казахстана направление ненадежное. Встает вопрос переориентации грузопотоков по другим направлениям.

«Основной продукт Казахстана на экспорт – это сырье. Мы доставляли его в основном через инфраструктуру РФ – железные дороги, порты России, трубопровод, который идет через территорию России. Это все становится ненадежным. Когда любая страна вводит собственную валюту, фактически это бумажка, которая предназначена для того, чтобы внутри страны наладить денежно-товарный обмен. За пределами страны, если страна никому неинтересна за своими пределами, никто не покупает продукцию страны, эти деньги превращаются в обычную бумажку. Они превращаются в нормальные деньги, когда в стране есть что предложить другим странам. Когда мы продаем на экспорт какую-то продукцию, наши тенге превращаются фактически в деньги, на которые мы можем купить что-то. Начинается так называемый торговый баланс страны – импорт-экспорт», – поясняет бывший глава НАК «КазАтомПром». 

В российские порты не заходят зарубежные корабли и российские суда не имеют доступа к портам зарубежных стран. В этой связи везти товар по российскому направлению не имеет смысла.

«Надо искать другие пути доставки. У нас есть еще три альтернативных пути – Каспий - Азербайджан, Китай, железная дорога Туркмения – Иран. Вся проблема в том, что эти пути, скорее всего, не справятся с той мощностью грузопотока, который раньше шел через Россию. Мы просто не сможем всю экспортную продукцию доставить до нашего покупателя, используя альтернативные пути поставки. Это означает, что, скорее всего, мы потеряем в доходной части нашей экспортной выручки. Это приведет к тому, что наша валюта ослабнет, страна потеряет в экспортном потенциале – в выручке», – озвучил неутешительный прогноз Мухтар Джакишев.

По его мнению, Казахстану остается увеличивать мощности железных дорог при поставке в Китай. Также необходим новый трубопровод, возможно, «Баку-Джейхан». Можно рассмотреть вариант по повышению пропускной способности через Туркмению и Иран, но Иран тоже находится под санкциями. В любом случае, отмечает он, все эти меры будут долгими и уже, наверное, в РК с ними опоздали.

«Вчера мы этого не делали, мы не просчитывали эти риски, которые возникли сегодня. Однозначно мы просядем в плане нашей экспортной выручки. Мы географически расположены далеко от морей. Поэтому географически нашему товару достаточно тяжело и дорого попадать до наших покупателей. Это сложилось не вчера, не сегодня, это сложилось давно. Этот риск существовал всегда», – сказал Мухтар Джакишев.

Он считает, что сегодня необходимо провести анализ по отраслям, изучив налоговую нагрузку и прибыли. Исходя из этого, нужно определить наиболее уязвимые отрасли.

«В этой отрасли нужно уходить на более высокую переделку. Например, надо вывозить не медь, а медные кабели, которые дороже. Плюс будут генерироваться рабочие места, дополнительная доходность. Они точно выдержат такой транспорт, который не выдержит медный слиток. Надо уходить из торговли черными металлами на торговлю уже более высокой степени передела продукции. Это надо делать в рамках промышленной программы. То есть на это она должна быть нацелена. Мы должны увеличить стоимость нашей экспортной продукции. В противном случае мы всегда будем сталкиваться с тем, что внутри нашего экспортируемого товара львиную долю будет занимать транспорт. И мы будем терять практически всю свою прибыль», – констатировал спикер.