Почти как дома: какие условия проживания созданы для воспитанников Специализированного дома ребенка в Астане
По словам заместителя директора дома ребенка Анаргуль Смагуловой, медико-социальное учреждение на протяжение многих лет работает на стыке трех направлений, таких как медицина, педагогика и социология.
Основной контингент воспитанников – малыши из неблагополучных семей, дети-сироты, брошенные и отказные малыши, а также дети с ограниченными возможностями.
Причем, многие ребята при поступлении не имеют документов, удостоверяющих их личность. В связи с этим, с первых минут нахождения ребенка в учреждении начинается работа по определению его социального статуса.
В данное время в Специализированном доме ребенка функционирует 10 групп. В частности, группы временного дневного пребывания, работающие по типу детского сада, предназначены для малышей, чьи родители оказались в трудной жизненной ситуации и испытывают финансовые трудности.
Кроме того, дети с ограниченными возможностями здоровья проходят в этих стенах медицинскую реабилитацию и получают медицинские услуги по восстановительному лечению.
В кабинете логопеда созданы необходимые условия для безопасности, здоровья детей и эффективной коррекции нарушений речи.
В просторном музыкальном зале педагоги проводят творческие занятия и развивают юные таланты.
Как правило, здесь придерживаются национальных традиций в воспитании детей, проводят национальные обряды «тұсаукесер» и «қырқынан шығару».
«Наш медицинский и педагогический состав, соцработники, блок вспомогательных сотрудников, няни, повара создают комфортные условия для проживания детей. Малыши к нам поступают с рождения и находятся до 4 лет, в том числе не только дети с ограниченными возможностями, но и здоровые ребята. Максимальный срок временного пребывания – 1 год. В случае добровольного отказа от родительских прав мы стараемся найти детям новый дом с патронатными или приемными родителями, взявшими их под опеку. Мы предоставляем каждому ребенку комплексные услуги. Но самое главное, чтобы ребенок как можно быстрее вернулся в свою семью и его мама вышла из кризисного состояния», – пояснила собеседница.
Социальный педагог Оксана Дзюба сообщила, что с 1 февраля 2018 года внедрен пилотный проект по модернизации работы учреждения по программе «Как дома». Данная программа была разработана экспертами, профессорами Департамента детского развития Питтсбурского Университета.
В рамках проекта в Специализированном доме ребенка создана мультидисциплинарная команда, в которую входят и медицинские работники и педагоги. Этот инновационный метод помогает специалистам как можно раньше выявить проблемы в развитии ребенка.
«В смешанных группах наши воспитанники не делятся по возрасту и здоровью, как было раньше. Это также дает положительный эффект. Допустим, малыши с инвалидностью тянутся к нормотипичным детям. Постепенно они начинают ходить и произносить звуки, меньше болеют и лучше социализируются в детском коллективе. Среди наших воспитанников есть малыши с врожденным пороком сердца, детским церебральным параличом. Они бесплатно проходят реабилитацию, также детям с ограниченными возможностями выплачивается пособие по инвалидности, предоставляется санаторное лечение и необходимое медицинское оборудование», – сказала она.
По словам социального педагога, процент детей, которые остались без попечения родителей практически не увеличивается. Если в 2021 году в медико-социальное учреждение поступили 134 ребенка, то в прошлом - 146 детей. Некоторые из них вернулись в свои семьи, другие ребята обрели новый дом.
С учетом того, что постепенно уменьшается количество детей, которые остались без попечения родителей, полным ходом идет процесс модернизации заведения.
«Малыши направляются к нам на основании постановления органов опеки. Дневные группы формируются по ходатайству поликлиник. Затем они воссоединяются с кровной семьей или выбывают на усыновление, опеку, патронатное воспитание, переводятся в другие медицинские организации и интернатные заведения по показаниям здоровья или по возрасту», – отметила социальный педагог.
Кроме того, Оксана Дзюба добавила, что с 2017 года в комитете по охране прав детей при Министерстве образования РК разработали республиканскую базу детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей. При поступлении в медико-социальное учреждение территориальные органы опеки формируют анкету ребенка, который подлежит устройству в семью. В ней содержатся сведения о возрасте, поле, национальности и дате рождения малыша. Там можно найти сведения о разных формах устройства сирот, брошенных и отказных детей в семью, таких как усыновление, опека и патронат.
«Кандидаты в приемные родители могут зайти в базу со своим ЭЦП ключом и посмотреть фотографии детей из разных регионов Казахстана, предварительно зарегистрировавшись в органах опеки и получив направление. Это делается с целью прозрачности процесса усыновления и устройства в семью, поскольку отсутствует человеческий фактор. При встрече мы рассказываем о социальном анамнезе семьи, при каких обстоятельствах мать написала отказ от ребенка в перинатальном центре, так как не имеем право скрывать важную информацию от потенциальных опекунов. Затем они должны 14 дней посещать малыша, чтобы познакомиться с ним и принять окончательное решение. Усыновление проходит через суд, выносится судебное решение. Собственно, после вступления нормативных документов в законную силу мы отдаем малыша приемным родителям. К слову, если кто-то из родителей малыша находится на длительном лечении или отбывают наказание в местах заключения, то в таком случае нельзя ребенка отдавать в другую семью», – подчеркнула спикер.
По словам Оксаны Дзюбы, начиная с 2020 года, в обязательном порядке все кандидаты посещают трехмесячные курсы в Школе приемных родителей. На тренингах их психологически готовят к осознанному родительству и усыновлению ребенка, разъясняют условия, порядок прохождения процедур и дают слушателям знания, необходимые для успешного создания новой семьи. В столице занятия проводят в организациях образования, в том числе столичном Центре поддержки детей, SOS Детской деревне Астана и благотворительном фонде «Ана үйі».
Старший воспитатель Лаура Бурунбаева говорит, что случайные люди надолго не смогут задерживатся в этих стенах. Больших денег здесь не заработаешь, поэтому остаются энтузиасты, которые искренне заботятся о воспитанниках как о своих родных детях.
Напомним, Специализированный Дом ребенка занимается воспитанием и оказанием медицинской помощи детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, а также детям с органическим поражением центральной нервной системы, с дефектами умственного и физического развития. Он был открыт в 1933 году в Акмолинске. В учреждении, функционирующем даже в самые сложные времена, оказывалась помощь больным, брошенным детям и отчаявшимся матерям.
Дана Аменова
Фото: Оңалхан Өнерхан