Как волонтерство помогает подросткам бороться со страхами и лучше понять себя
Наша героиня - педагог-психолог в одном из колледжей Риддера. 8 лет назад, имея опыт социальной работы в Усть-Каменогорске и Новосибирске, она решила развивать в своем городе волонтерское движение.
«Мы начали работать на базе колледжа, поэтому наш штаб состоял в основном из студентов 16-18 лет. В определенной степени они были еще детьми, и мне предстояло ввести их в мир социальных проблем. Это было ответственно, поэтому в начале я разрабатывала и контролировала все проекты сама. Но могу сказать, что наша организация начала развиваться только потому, что эти подростки очень быстро влились в процесс и доказали свою работоспособность и надежность», – говорит собеседница.
Развитие организаторских способностей – первое, что отметила Надежда, размышляя о пользе волонтерской деятельности для молодежи. Она признается, что сейчас, занимаясь мероприятиями, студенты легко обходятся и без ее участия.
«Сейчас волонтеры могут справиться с любым проектом самостоятельно, начиная с переговоров с учреждениями и заканчивая подведением итогов. Кроме того, порой они сами придумывают идеи и реализовывают их», – сказала педагог.
Стоит отметить, что организация мероприятий – только часть того, в чем могут проявить себя юные добровольцы. По словам Надежды, волонтерская работа – это постоянная коммуникация, которой тоже нужно учиться.
«Больше всего в нашем участии нуждаются особенные детки. Для них важно быть в среде равенства, чтобы они видели, что с ними хотят общаться. Для многих наших волонтеров такое общение становится испытанием, ведь не каждый взрослый знает, как правильно это делать. Студенты волнуются и боятся обидеть или напугать детей. Иногда они совершают ошибки, но не опускают руки и пробуют снова. Это очень ценные уроки коммуникации и стрессоустойчивости для них», – отметила она.
Помимо особенных детей, каждый волонтер должен учиться искать подход и к пенсионерам. По словам Надежды, пожилые люди, с которыми работают добровольцы, часто склонны к недоверию.
«Иногда ребята должны применить все свои коммуникативные навыки, чтобы убедить бабушку или дедушку в полезности своих действий. Так они учатся обходить конфликтные ситуации и общаться продуктивно», – считает основатель волонтерского движения в Риддере.
В 2016 году добровольцы Риддера начали сотрудничать с международной волонтерской сетью Y-PEER. С того момента многим волонтерам пришлось взять на себя ответственность за проведение различных тренингов среди жителей города. Для некоторых ребят это оказалось серьезным испытанием.
«В основном тренинги проводятся для подростков. Поэтому зачастую волонтерам тяжело предугадать, как поведет себя та или иная аудитория или даже администрация школы. Однажды на лекцию про буллинг в одном зале собрали все параллели 5-9 классов, и с этим должны были справиться три девочки. Конечно, не обошлось без страхов, срывов, слез, но наши юные герои всегда берут себя в руки и доводят дело до конца», – с теплотой говорит Надежда Меркульева.
Риддеровских волонтеров объединяет общее дело, основанное на единстве взглядов и добрых делах. Как признается доброволец Ольга Ушакова, она и ее товарищи все немного романтики и альтруисты, поэтому работать в таком коллективе – здорово.
«За год волонтерства я, в первую очередь, научилась брать на себя ответственность. Для этого мне много раз приходилось делать то, к чему раньше я не была готова. Теперь я больше не дрожу, выступая на публике и всегда готова провести время с особенными детками. Что виделось мне чем-то ужасающим, оказалось совсем не страшным. В этом мне помог наш коллектив, от которого я получила большую поддержку. Волонтерство воспитало во мне зрелую личность и впустило в мою жизнь много прекрасных людей», – сказала Ольга Ушакова.
Дана Амангельды