В Казахстане активно развивается система получения духовного образования - эксперт
После распада СССР в Казахстане заметно возрос интерес к исламу, как носителю историко-культурных и духовных ценностей. Одним из завоеваний этого времени стало восстановление значительного места религии в духовной жизни общества, по крайней мере, определенной ее части, а также возрождение многих традиций в самых разных сферах культуры казахов.
С обретением независимости в Казахстане, как и в других странах постсоветского пространства, процесс легализации религиозных традиций стал проявляться в форме бурного «возрождения». Было создано Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК), стало возрастать количество мечетей, медресе и других религиозных учреждений, активизировалась международная деятельность религиозных организаций. Росту интереса к исламу способствовало появление многочисленной отечественной и зарубежной религиозной и религиозно-публицистической литературы.
В 90-х годах ХХ века начинает формироваться система религиозного образования в Казахстане, которая включает медресе при сельских и городских мечетях, исламские высшие учебные заведения (институты и университеты), университеты повышения квалификации представителей исламского культа, курсы при сельских и городских мечетях, где учащиеся (взрослые и дети), простые прихожане знакомятся с основами исламского вероучения и практики.
Современные верующие в Казахстане представлены различными категориями, которые отличаются друг от друга, как объемом религиозных знаний, так и глубиной убеждений. Эти категории четко соотносятся с возрастом.
В наши дни, в отличие от прошлых лет, верующих старшего возраста, следующих исламским предписаниям, сравнительно немного. Значительную часть правоверных мусульман составляют молодые люди и люди среднего возраста. Молодое поколение верующих отличается наибольшей социальной активностью и неустанными поисками «смысложизненных» основ своего существования, Молодежь, с присущей только ей особой восприимчивостью к идеологическому влиянию, стала удобной мишенью для деструктивной религиозной пропаганды. Ищущие и пытливые в силу возрастных особенностей молодые люди все чаще стали попадаться в хитро устроенные идеологические сети преступных элементов, в том числе – со стороны иностранных и международных субъектов.
Именно на молодой возраст приходятся основные социальные и демографические жизненные циклы человека: получение образования и знаний, выбор профессии и социализация в обществе, формирование основного круга общения, формирование духовных принципов и ориентиров.
На этих этапах социального и гражданского взросления молодежь является наиболее уязвимой на предмет чуждого влияния. Особенно молодые люди являются беззащитными перед навязчивыми идеологическими атаками со стороны субъектов религиозного экстремизма и терроризма.
Великий просветитель казахского народа Абай Кунанбаев в своем труде «Слова назидания» подчеркнул: «Человек – дитя своего времени. Если он плох, в том виноваты и его современники». Данное обстоятельство раскрывает очень важную грань диалектики человека, общества, государства.
Речь идет о том, что государству очень важно уделять большое внимание воспитанию молодежи, созданию благоприятных условий для формирования физически и духовно здоровой и полноценной молодежной среды.
Роль религии как системы мировоззрения и образа жизни общества, заметно возросла. Усиливается и расширяется спектр влияния религии на общественные отношения, на формирование духовного компонента общественного сознания.
В 2011 году вступил в силу Закон Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», в котором мы впервые признали историческую роль религий – ислама ханафитского мазхаба и православного христианства в развитии культуры и духовной жизни народа.
В прошедшем году в результате проведенной перерегистрации религиозных объединений получил свое четкое очертание конфессиональный ландшафт страны. Так, по итогам перерегистрации в республике в настоящее время функционируют 3877 религиозных объединений, представляющие 18 конфессий, которые получили правовое оформление в соответствии с требованиями действующего Закона. Подавляющее большинство из них составляют мусульманские объединения (2744), что вполне закономерно в соответствии с историческим развитием нашего народа. В республике действуют 3654 культовых сооружений, из которых около 70 % (2744) - это мечети.
Между представителями различных религий и конфессий в стране сформированы благоприятные условия сосуществования и эффективного взаимодействия. Рука об руку мусульмане, христиане и представители других вероучений созидают наш общий многоконфессиональный и многонациональный дом. Межконфессиональные отношения в Казахстане являются примером для многих государств мира. В целом, религия становится необходимым и, безусловно, позитивным фактором развития общества и государства.
В то же время реалии жизни таковы, что не все, что связано с религией, имеет положительный оттенок. Поэтому мы не можем постоянно пребывать в «розовых очках», говоря лишь о положительных сторонах религии, а должны честно и объективно давать каждому явлению и процессу надлежащую оценку.
Не имея возможности получить исламское образование в Казахстане, сотни молодых людей уехали учиться за рубеж. Университеты и медресе Саудовской Аравии, Иордании, Объединенных Арабских Эмиратов, Катара, Египта, Турции с распростертыми объятиями принимали казахстанцев на учебу, обеспечивая их общежитиями, питанием и стипендиями. Естественно, подготовка студентов осуществлялась на основе взглядов, которые доминировали в этих странах, без учета казахстанских культурных и национальных традиций. Уже невозможно точно установить, сколько казахстанцев получило исламское образование за рубежом. Этим процессом никогда и никто не управлял: духовные управления мусульман Казахстана только в последнее время начало контролировать выезд молодых людей на учебу по официальным каналам, но остается и множество неофициальных. Практически все выпускники зарубежных исламских учебных заведений вернулись в Казахстан носителями совершенно другого восприятия мира, общества и ислама.
Часть молодежь, получившая духовное воспитание за рубежом, вернувшиеся с незнакомыми доселе таджикскому менталитету идеями об Исламе молодые люди, привнесли долю инакомыслия в понятия о традиционной религии мусульман.
Молодежь заразилась опасными идеями экстремистских организаций, подобных «Братьям мусульманам» и «Джамаат Таблиг», которые, противоречат ханафитской доктрине суннитского толка в Исламе, которой традиционно придерживаются жители Казахстана. За последние несколько лет десятки человек были обвинены в поддержке или членстве в этих запрещенных в Казахстане организаций и брошены в тюрьмы
Однако, как говорят анализы, опыт последних лет показал, что Споры некоторых сторонников новых идей в Исламе с представителями религиозной элиты, ставшие достоянием общественности посредством СМИ, разные взгляды на дресс-код мужчин и женщин, правил ношения бороды, веселья и застолья, церемоний погребенья и других традиционных ритуалов, сопряженных с религиозными канонами, вызвали большие споры в обществе.
По мнению противников новых религиозных течений, противоречия даже по мелким вопросам могут привести дестабилизации обстановки в стране, где после 70 лет правления коммунистов, за двадцать лет независимости еще – не успели закрепиться традиционные понятия о религии. Многие считают новые идеи в Исламе “чуждыми” и “носящими экстремистский характер”.
Поэтому в Казахстане активно развивается система получения духовного образования, православное образование можно получить в Алматинской духовной семинарии, католическое обучение осуществляет Межъепархиальная высшая духовная семинария «Мария – Матерь Церкви». К учебным заведениям исламского направления относятся Египетский университет исламской культуры «Нур-Мубарак» и Исламский институт повышения квалификации имамов в г. Алматы, а также 9 колледжей-медресе в различных городах и регионах Казахстана.
На специальности, связанные с религией и религиозными знаниями Министерством образования ежегодно выделяются образовательные гранты. Также, столичный Акимат дополнительно выделил 15 грантов на 2022 год по гуманитарным направлениям, в том числе исламоведению, теологии и религиоведению.
По сути, духовные учебные заведения должны быть современными, удовлетворяющими наши потребности в формировании грамотного, всесторонне развитого корпуса исламских теологов. Они должны содействовать созданию нового имиджа ислама как «интеллектуального ислама», аккумулирующего в себе научные и религиоведческие знания, формирующего его облик привлекательным и притягательным, ясным и доступным для понимания и восприятия подростков и молодежи. Особенно это актуально на фоне пока что не снижающейся активности радикальных элементов, пытающихся втянуть отдельных наших сограждан в средневековое мракобесие и фундаментализм.
В то же время государство должно принять действенные меры по выявлению и пресечению деятельности экстремистских организаций и их идеологов.
Одновременно необходимо проводить широкую информационно-пропагандистскую работу, развивать диалог между представителями различных религий. Для достижения качества и эффективности духовно-нравственного просвещения и воспитания следует активнее пропагандировать духовные ценности и традиции казахского народа, героические образы, достойные для подражания современной молодежи.