О нововведениях в работе с особенными детьми рассказал Асхат Аймагамбетов
Глава ведомства выделил шесть основных направлений работы. Во-первых, он отметил проблему позднего выявления расстройств аутистического спектра у детей.
«В основном, выявление происходит, когда ребенок приходит в дошкольную организацию. Заметив признаки аутизма, воспитатели рекомендуют родителям обратиться в ПМПК или в поликлинику. Что еще хуже, многие обнаруживают расстройство уже в школьном возрасте, когда ребенок приходит в первый класс. Необходимо принять все меры, чтобы аутизм у детей выявлялся своевременно, на ранней стадии, тогда будет более эффективной коррекционная поддержка», – сказал министр.
Во-вторых, Асхат Аймагамбетов высказался о необходимости в специальной подготовке родителей, в случае выявления у их ребенка аутизма.
«Важно провести работу по методикам и организовать онлайн-курсы для родителей. Мы планируем разработать несколько модулей, к примеру, вводный курс о том, что делать родителям, когда они только узнали об аутизме у ребенка, куда обращаться, какие меры принять, какую помощь можно получить, а также подготовить другие специальные онлайн-программы для родителей о том, как в домашних условиях проводить реабилитацию ребенка», – отметил глава ведомства.
Также министр сообщил, что для сопровождения детей в ходе обучения в школах будут работать педагоги-ассистенты.
«Мы планируем ввести штаты педагогов-ассистентов и в дошкольные организации. Но дополнительно к этому требуется предоставление индивидуальных помощников, которые будут помогать детям с особыми образовательными потребностями во время нахождения их в организациях образования», – сказал Асхат Аймагамбетов.
Министр также высказался о необходимости подобной инициативы в ресурсных центрах.
«В-четвертых, нам нужно дальше развивать ресурсные центры в детских садах и школах. Открыты уже десятки центров, теперь важно, чтобы была координация и поддержка их деятельности. Планируем в республиканском центре ввести в штат специалистов-супервайзеров, которые будут вести эту работу», – отметил глава ведомства.
В-пятых, в работе с особенными детьми Асхат Аймагамбетов подчеркнул важность перехода от медицинской модели к психолого-педагогической.
«Задача наших специалистов – педагогическое, психологическое сопровождение детей. Нужно отметить, что за три года у нас почти на одну треть увеличилось количество ПМПК. Это очень серьезная динамика. Но очередь при этом все еще есть, поэтому мы в текущем году инициировали новый законопроект. В рамках этих поправок уже установлен новый норматив для открытия одного ПМПК на 50 тысяч детского населения. Это даст нам возможность открыть еще 36 ПМПК», – сказал министр.
В заключительном пункте обсуждения он высказался о планах по повышению квалификации специалистов, работающих с детьми с особыми потребностями.
«Мы предлагаем вузам открыть профильную магистратуру для педагогов, психологов ПМПК и коррекционных кабинетов. Чтобы наши практикующие специалисты из ПМПК, КППК и центров могли поступать без знания английского языка, пройдя собеседование. Подготовка в рамках программ бакалавриата, повышение квалификации наших специалистов на курсах сегодня тоже требуют особого внимания», – добавил глава ведомства.