00:00
Астана -10oC
USD:
473.29
EUR:
512.81
RUB:
5.47
Поиск

Традиционные ценности как форма защиты от религиозного фанатизма

28 февраля, 2023
elordaaqparat elordaaqparat
Традиционные ценности как форма защиты от религиозного фанатизма

Расскажите, что из себя представляют так называемые подмены понятий и наклеивания ярлыков, используемые радикалами?

В первую очередь, необходимо отметить, что анализ особенностей идеологии нетрадиционных и радикальных организаций показывает, что они представляют, прежде всего, угрозу коренному этносу, и тем самым общественному строю.

Если мы обратимся к законодательству РК, то в преамбуле закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» мы увидим отмеченную историческую роль ислама ханафитского направления в развитии культуры и духовной жизни народа. Соответственно, можно сказать, что взаимосвязь национальных традиций и исламских религиозных практик в балансе между собой и создают культуру казахского народа.

В этой связи, радикалы целенаправленно и систематично атакуют национальные традиции, дабы исказить фундамент, сломать опору. В пример можно привести то что, радикальные исламистские движения используют довольно простой тезис «казах, не читающий намаз – это кафир», или «традиции и обычаи казахов являются джахилийскими», признавая их как проявление бидаата (новведение) в исламе.  

 

Какие негативные последствия могут быть для ценностей традиционного казахстанского общества?

Радикалами осуществляется систематичный процесс противопоставления ислама и национального начала, что может привести к постепенному разрушению идентичности государствообразующего казахского этноса, его духовной эрозии.

Можно сказать, идет прямая попытка выбить у коренного этноса исламскую основу идентичности. Основная угроза, исходящая от деятельности нетрадиционных и радикальных религиозных групп - это идеологическая атака против этноса и его духовной культуры как геополитического и геокультурного субъекта.

В результате радикалы отказываются от «немусульманских» традиций и обычаев, одежды и украшений, оставляют работу в государственных учреждениях и предприятиях, якобы это все джахилия, бидда и т.д. Таким образом, происходит изоляция человека и группы, которая толкует исламские понятия под нужным для них углом, при этом искажается концепция «дружбы и непричастности». Под дружбой предполагается, дружить с верующими. То есть с себе подобными, так как те, кто не с ними уже кафиры, тагуты и т.д., а непричастность дополнительно ставит барьер к пониманию радикалами «кафирского» образа жизни.

Таким образом, деятельность радикалов может стать причиной надлома одной из опор государственности, которая, как известно, держится на трех основных столпах: идеология, культура, история. Утрата одной из опор, неизбежно приведет к неминуемому упадку. Сегодня мы являемся свидетелями того, что результатом дискредитации и подрыва авторитета традиционной религиозности казахского народа, в обществе появилась категория людей, посягающих на государственность Казахстана, а также на его самобытность и ментальность.

 

Получается, радикалы пытаются разбить наш национальный фундамент, дабы реализовать идеологию «разрушать и строить»?

Да, можно сказать и так. Ведь по сути, фундаменталисты, претендующие на «очищение» ислама, утверждают, что именно они обладают монополией на истину и позиционируют себя как хранители подлинной религиозной традиции, основы которой они защищают.

Из чего следует вывод, что человек знающий свою религию, традиции и культуру обладает своего рода иммунитетом к действиям радикалов. Как мы видим, казахи являются потомками своих предков мусульман, донесших до нас религию через тернии испытаний историей, обязаны перенять и передать ее в традиционной форме следующим поколениям, и обязаны защитить и оградить наш народ от посягательств на нашу независимость, нацию, религиозное самосознание.

Радикалы плохо знают историю ислама и традиции коренного народа. Но они в силу невежества обычно переносят свое негативное отношение к любым традициям, не научившись понимать и распознавать в традиционной казахской культуре ценности ислама и проверенную временем мудрость предшествующих поколений мусульман. Но это преодолевается только просвещением, а радикалов он увы… крайне однобокое.

 

Исходя из этого, можно ли сказать, что «нападки» на традиционные ценности со стороны радикалов не имеют никакого обоснования?

Да, абсолютно так. При тщательном анализе и изучении культуры казахского народа, можно обнаружить бесчисленное количество слов, обычаев, ритаулов связанных с исламом и сунной пророка. Первые исследования в сопоставлении постулатов ислама и преданий казахского наследия показывают о сотнях и тысячах соответствий и сплетений традиций казахов и сунны пророка Мухаммада.

Например, когда у казахской семьи рождается ребенок, близкие и родные поздравляют родителей словами «бауы берік болсын», что означает «пусть крепка будет его вервь». Это связано с тем, что когда младенец появляется на свет, то ему перерезают пуповину, связывавшую ребенка с его матерью. Поэтому казахи желали маленькому человеку укрепления связи с его Господом. Это соответствует словам Корана «Нет принуждения в вере. Уже явно отличился прямой путь от заблуждения. Тот, кто не верует в идолов, а верует в Аллаха, ухватился за прочную вервь, которая не рвется. Аллах - слышащий и знающий».

 

Спасибо за интервью!