00:00
Астана -10oC
USD:
473.29
EUR:
512.81
RUB:
5.47
Поиск

Неравномерное финансирование, аварийные здания, трехсменное обучение: аналитики рассказали о проблемах казахстанских школ

28 февраля, 2023
elordaaqparat elordaaqparat
Неравномерное финансирование, аварийные здания, трехсменное обучение: аналитики рассказали о проблемах казахстанских школ

Согласно данным ranking.kz, ежегодно Астана выделяет миллиарды тенге из государственного бюджета на флагманские образовательные проекты, названные в честь бывшего президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Назарбаев интеллектуальные школы (НИШ) должны были стать экспериментальной площадкой, осуществляющей разработку, мониторинг, исследования, анализ, апробацию, внедрение и реализацию современных моделей образовательных программ на всех уровнях обучения от начальной до старшей школы.

Подобная сеть академически свободных школ призвана взрастить для Казахстана сильный корпус технократов. В то же время остальным школам страны необходимы достаточная оснащенность и достойное финансирование для достижения таких же высоких результатов. Однако во многом общеобразовательные школы все еще работают по советской системе и имеют более низкий уровень успеваемости.

Средства на работу НИШ частично поступают из республиканского бюджета: в 2022 году было выделено 12,4 млрд тг. В то же время расходы на государственные школы составили 1,2 трлн тг. Сюда входят статьи расходов на обеспечение доступности качественного школьного образования, модернизацию среднего образования и повышение квалификации учителей.

Хотя общая сумма средств, полагающихся обычным школам, и кажется более весомой, однако при пересчете на одну школу ситуация меняется. В Казахстане, по данным Бюро национальной статистики на 2021/2022 учебный год, 7550 школ, а НИШ – всего 21.

Таким образом, бюджет на одну государственную школу в 2022 году составляет 159 млн тг. Это в 3,7 раза меньше, чем бюджет одной НИШ (592,1 млн тг). К слову, депутат Мурат Бактиярулы в июне этого года заявил о более существенной разнице в финансировании – в 6 раз.

Тем временем Казахстан испытывает острую нехватку мест в школах. В августе министр просвещения Асхат Аймагамбетов заявил, что в настоящее время в стране не хватает более 260 тыс. ученических мест, и к 2025 году эта цифра может вырасти до 1 млн, сообщает Inbusiness. Из-за дефицита мест, по разным данным, действует более сотни школ, в которых дети учатся в три смены.

Уровень материально-технического оснащения школ – другой важный фактор, влияющий на эффективность и результативность деятельности учеников. Международные  исследования, в том числе PISA, подчеркивают взаимосвязь между образовательными достижениями учащихся и материальным оснащением школ.

И здесь сельские школы как особый тип учебных заведений требуют к себе особого внимания со стороны государства. Сегодня в Казахстане существует большой разрыв между сельскими и городскими школами в плане их материально-технической базы.

Разница в финансировании, а также социальные и миграционные факторы приводят к сокращению количества сельских школ: если в 2015 году их насчитывалось 5546, то к концу 2021 года осталось всего 5262.

Кроме того, в 2020-2021 учебном году 34 средние школы находились в аварийном состоянии, и почти все они работали в сельской местности. 

Согласно данным из последнего Национального сборника «Статистика системы образования Республики Казахстан», опубликованного в текущем году, спортивные залы полностью отсутствуют в 25,4% школ, а спортивные комплексы в 10,2% школ расположены в приспособленных зданиях. 13,6% школ не имеют библиотек, 15% школ – столовых.

На качество образовательного процесса влияет и наличие новых модифицированных классных комнат. В комплект классных комнат входят специализированная мебель, мультимедийные программы, интерактивное оборудование. Поставка таких классов и интерактивных досок в казахстанские школы началась еще в 2005 году. Однако к концу 2020 года почти треть школ (29,3%) не имеют кабинетов новой модификации.

В сельских школах также наблюдаются относительно низкие квалификационные характеристики педагогического состава. Так, доля учителей с высшей категорией в сельской местности составила всего 18,5% от общей численности, а в городской – 31,2%. Четверть педсостава городских (23,7%) и сельских (24,1%) школ составляют преподаватели, которые вообще не имеют категорий.