В России на фоне дефицита бюджета обсуждают повышение НДС до 22%

В России на фоне дефицита бюджета обсуждают повышение НДС до 22%
Иллюстративное фото: istockphoto.com

Правительство России обсуждает новое повышение налогов для покрытия растущего дефицита бюджета на фоне непомерных военных расходов. Один из наиболее вероятных вариантов — повышение налога на добавленную стоимость с текущих 20% до 22% с возможными исключениями для социально значимых категорий товаров, сообщает Elordainfo.kz со ссылкой на The Bell.

Окончательного решения пока нет, однако собеседники издания подчеркивают, что альтернативы повышению налогов нет, иначе закрыть бюджетную дыру не получится. Определиться с параметрами необходимо уже в ближайшее время — в конце сентября правительство традиционно вносит в Государственную Думу проект бюджета на следующий год.

Текущие обсуждения и позиции Правительства

В настоящий момент идут последние обсуждения. Параметры бюджета обсуждались на совещании у премьера Михаила Мишустина 10 сентября. Три чиновника, знакомых с ходом обсуждений, подтвердили The Bell, что обсуждается именно повышение НДС с возможными исключениями для социально значимых товаров. Один из них назвал конкретную цифру — рост с 20% до 22%. Другой собеседник охарактеризовал повышение НДС как «логичное», поскольку для достижения и поддержания ценовой стабильности любое увеличение налогов предпочтительнее, чем углубление структурного дефицита бюджета и отказ от бюджетного правила.

Источник в правительстве в конце августа в интервью Reuters отмечал, что без повышения налогов «просто не удастся свести концы с концами», даже при сокращении расходов на оборону. НДС является ключевым налогом для федерального бюджета. В 2024 году вместе с налогом на добычу полезных ископаемых он обеспечит примерно 70% поступлений в бюджет.

Почему повышение НДС — важный шаг для бюджета

Экономист Олег Буклемишев объясняет, что НДС — это, во-первых, самый крупный доход, доступный для увеличения, во-вторых, технологичный налог, который собирается автоматически, и в-третьих, косвенный налог, который не ощущается сразу потребителями, но в итоге формирует дополнительную инфляцию.

Кроме повышения НДС, в обсуждении находятся и другие варианты — увеличение налога на прибыль и подоходного налога (НДФЛ), ставки которых уже были повышены в этом году (налог на прибыль вырос с 20% до 25%, максимальная ставка прогрессии НДФЛ — до 22%).

История повышения НДС и влияние на инфляцию

Последний раз НДС повышался в 2019 году — с 18% до 20%. Тогда, по оценке аналитиков Банка России, повышение НДС добавило к годовой инфляции примерно 0,55–0,7 процентных пункта с июля 2018 по апрель 2019 года.

Для бюджета повышение НДС может принести дополнительный доход в размере около 0,5% ВВП, или примерно 1 трлн рублей в год, без учёта возможных исключений для отдельных товаров, считает экономист одного из российских аналитических центров, с которым общался The Bell. Олег Буклемишев при этом уверен, что исключения, вероятно, будут носить популистский характер и не окажут значительного влияния на общий эффект.

Вывод средств из экономики в пользу военных расходов замедлит потребление и негативно скажется на динамике всего ВВП. После двух лет активного роста за счёт военных расходов летом 2025 года экономика практически перестала расти: в июле рост ВВП составил всего 0,4% после 1% в июне, 1,1% во втором квартале и 1,4% в первом квартале, согласно оценкам Минэкономразвития.

Повышение косвенных налогов в 2026 году рассматривается как одна из возможных мер мобилизации доходов бюджета, о чем The Bell писал еще в августе. В конце августа источник Reuters из правительства подтверждал неизбежность повышения налогов.

По текущему закону о бюджете, доходы на 2026 год запланированы в размере 41,8 трлн рублей (18,1% ВВП), расходы — 44,2 трлн рублей (19,1% ВВП). Однако такой прогноз уже считается чрезмерно оптимистичным из-за замедления экономики и снижения цен на нефть. Министр финансов Антон Силуанов недавно сообщил, что цена нефти для формирования базовых доходов в бюджете скорректирована до $59 за баррель вместо ранее заложенных $66.

Структурный дефицит бюджета и риски

При сохранении целевого дефицита бюджета в 1% ВВП это потребует сокращения расходов примерно на 0,5% ВВП (около 1,1–1,3 трлн рублей). В Основных направлениях денежно-кредитной политики Банк России предупреждал о риске структурного дефицита бюджета — хронического превышения расходов над доходами из-за базовой структуры доходов и обязательств, которые взяло на себя государство.

Эксперты отмечают, что проблема у бюджета не с доходами, а с ростом расходов. Системные дисбалансы уже проявились в 2025 году: дефицит федерального бюджета за январь—август составил 4,2 трлн рублей (1,9% ВВП), превысив плановые показатели в 3,8 трлн рублей (1,7% ВВП). При этом нефтегазовые доходы сократились.

За три с половиной года войны правительство потратило более половины ликвидных средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), который используется для покрытия дефицита. На 1 сентября 2025 года в ФНБ оставалось 3,93 трлн рублей (около $48,9 млрд), тогда как на 1 февраля 2022 года — 8,779 трлн рублей ($112,7 млрд). Такой темп расходования резервов может привести к их полному исчерпанию.

Возможность увеличить государственный долг пока существует: на конец прошлого года уровень госдолга составлял всего 14,5% ВВП. Но рост заимствований — невыгодный способ финансирования, поскольку ставки остаются высокими, а увеличение долговой нагрузки ведет к росту процентных расходов, которые уже составляют около 8% ВВП.

The Bell направил запрос в правительство по данному вопросу.

Что это значит для граждан

Обсуждение повышения НДС — это не просто вопрос налоговой техники, а отражение стратегического выбора российского руководства финансировать затяжную войну за счет населения внутри страны. Это приведёт не только к росту цен и замедлению экономики, но и к перераспределению налоговой нагрузки в пользу бюджета и армии, в ущерб домохозяйствам и бизнесу.