Недобросовестные туроператоры: рекомендации о том, как не стать жертвой мошенников

Сегодня, 15:18
elordaaqparat elordaaqparat
Недобросовестные туроператоры: рекомендации о том, как не стать жертвой мошенников
Фото: Freepik.com

Fingramоta.kz подготовила для казахстанцев полезные рекомендации о том, как отличить настоящего туроператора от поддельного, а также какие шаги помогут защититься от обмана, передает Elordainfo.kz.

Почему важно быть начеку

Если вы думаете, что на удочку лже-туркомпаний вы уж точно никогда не попадетесь, то, изучив новостную повестку, быстро поймете, что жертвой может оказаться каждый, кто теряет бдительность в ожидании отдыха. В конце мая суд в Костанае начал рассматривать дело о мошенничестве турагента, который похитил порядка 55 миллионов тенге. Женщина “продавала” туры в Турцию, Таиланд, Вьетнам, Египет и другие популярные направления, но ничего не бронировала и просто собирала деньги. Некоторые из покупателей узнали об обмане буквально в день вылета, оставшись и без денег, и без отдыха, а часть из них оформляла кредиты, чтобы оплатить тур. Кроме того, пострадавшими по делу проходят не только жители Костанайской области, но и граждане России.

Как работают мошенники

Как правило, аферисты совершают свои преступления, прикидываясь:

  • турфирмами — создают сайт или страницу в соцсетях, и даже могут копировать логотипы известных агентств, чтобы завоевать доверие;
  • частными менеджерами — такие мошенники предлагают тур “по горящей цене” и, конечно, без официального договора;
  • лже-консультантами — делают массовую рассылку в мессенджерах, обещая суперцены и быстроту оформления.

Распознать таких мошенников можно по следующим признакам:

  • требование полной предоплаты или крупного аванса;
  • просьба переводить деньги не на счет компании, а на карту физического лица;
  • отсутствие официального договора с указанием всех деталей, суммы, ответственности сторон и форс-мажоров;
  • нереалистично низкие цены.

Как проверить туроператора

Самый простой способ обезопасить себя от мошенников — тщательно проверить туроператора. Во-первых, уточните наличие лицензии: это можно сделать через eGov.kz, сайт Комитета индустрии туризма, ресурс корпоративного фонда “Туристік Қамқор” Fondkamkor.kz.

Во-вторых, изучите отзывы на компанию, причем не доверяйте ее сайту: там могут купленные комментарии или отзывы от подставных лиц. Поэтому воспользуйтесь независимыми площадками, не ограничиваясь одной, и особое внимание уделяйте негативным комментариям, особенно с жалобами на возврат денег. Если площадка позволяет выйти на автора, обсудите с ним, что конкретно его насторожило.

В-третьих, настаивайте на оформлении договора: надежные туроператоры всегда заключают официальный договор, в котором четко прописаны дата, страна отправления, описание отеля и рейса, права и обязанности сторон, и так далее. Это обязательный пункт, поскольку без договора будет тяжело предъявить претензии через госорганы и официальные ведомства.

В-четвертых, обращайте внимание на контактную информацию. У туроператоров, которые работают давно и ответственно, обязательно есть офис, телефон, рабочий сайт. Если компания работает исключительно в мессенджерах и просит перевод на личную карту, то будьте уверены — перед вами мошенники.

Как оформлять тур безопасно

  1. Не переводите деньги сразу и сначала проверьте компанию, как мы и советовали выше.
  2. Ни в коем случае не переводите деньги на карту физлица — только на расчетный счет компании.
  3. Сохраняйте всю переписку и чеки, фотографируйте, делайте скриншоты — в чатах все легко удаляется. Эти данные вам понадобятся, если придется обращаться в суд или полицию.
  4. Внимательно изучайте договор, проверяйте условия возврата, штрафы, страхование — словом, все важные пункты.
  5. Не доверяйте предложениям от туроператоров с агрессивной рекламой типа: “Только сегодня!”, “Завтра будет поздно”, “Невероятно низкие цены на тур по акции!”.

Что делать, если столкнулись с мошенничеством

  1. Обратитесь в полицию с соответствующим заявлением.
  2. Подайте жалобу в госорганы — Комитет индустрии туризма и Комитет по защите прав потребителей через e-Otinish или eGov, а также в Ассоциацию туристических агентств Казахстана.
  3. Проконсультируйтесь с юристом — возможно, вам придется подавать иск в суд.