Мы открыты и оперативны в любых вопросах от населения - Елдос Жумаксанов
- В своем Послании «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» Президент подчеркнул необходимость воплощения в жизнь концепции «Слышащего государства», которое оперативно и эффективно реагирует на все конструктивные запросы граждан.
Как реализуется данная концепция в контексте работы судебной системы?
- Во-первых, несколько лет назад мы начали активно освещать работу судов в СМИ и социальных сетях. Рассказывали о примирительных процедурах, медиации, изменениях в гражданско-процессуальном кодексе.
Спустя время появилась обратная связь от читателей – как жалобы, так и предложения. Поэтому в 2020 году было принято решение создать Центр коммуникации при Верховном Суде. И это была не очередная бюрократическая структура, а эффективная система, которая помогла многим гражданам в сложных вопросах.
В Верховном суде и в регионах были определены судьи-координаторы по работе со СМИ. Основная их задача – помогать пресс-службе доступным языком доносить до граждан информацию из судебной практики.
После оптимизации мы оставили одну общую группу в социальной сети «Facebook» для читателей со всего Казахстана, она называется «Smart-сот - IT правосудие KZ». Подписчики публикуют здесь свои вопросы, а координаторы соответствующих регионов в течение дня предоставляют ответы или разрешают возникающие проблемы.
Это касается только судопроизводства. Вопросы, касающиеся конкретных дел, и оценка вынесенным решениям не допускается. Мы не спорим с читателями, а только даем разъяснения. Кроме того, стараемся ежедневно делиться интересными кейсами из судебной практики.
Я считаю, что это один из элементов концепции «Слышащего государства», когда мы открыты и оперативны в любых вопросах от населения.
Во-вторых, 29 июня 2020 года Главой государства подписан Административный процедурно-процессуальный кодекс (АППК), который вступил в силу с 1 июля 2021 года.
Речь идет о появлении в Казахстане института административной юстиции, когда речь идет о споре между гражданином и государством.
Административной юстиции ранее не было, все дела в данном контексте проходили в рамках гражданского судопроизводства.
Мы изучили опыт Германии, Азербайджана и других стран, переняли лучшее и учли ошибки. В результате по итогам 5 месяцев текущего года 64% исков были удовлетворены в пользу граждан и против госорганов, и это без учета обжалования действий ЧСИ. Этот показатель говорит о многом.
В-третьих, с 1 августа прошлого года была введена норма об экстерриториальной подсудности.
Теперь стороны по обоюдному согласию имеют право заявить ходатайство о том, чтобы их дело было рассмотрено в любом регионе страны и база автоматически распределит дело.
Данная норма распространяется пока только по гражданским делам. Тем не менее, такая практика учитывает мнение граждан, исключает коррупционные риски и повышает доверие граждан к решениям суда.
Предпринятые меры в этом направлении способствуют реализации концепции «Слышащего государства».
- Какие из поручений Президента реализуются в судебной системе сегодня и какие еще предстоит внедрить?
- Глава государства в своем послании в сентябре прошлого года поставил четкую задачу максимально оцифровать судопроизводство.
На сегодня более 80% гражданских, уголовных и административных дел рассматриваются в электронном формате.
Для граждан существует цифровой судебный кабинет, через который можно подать исковое заявление и любые другие документы, не выходя из дома.
Жалобы на технические проблемы, несомненно, есть. Например, люди не могут загрузить в систему файл размером больше 20 мегабайт. Бывают жалобы, что судебный кабинет периодически не работает. Отмечу, что эта система хранит в себе данные о 6 миллионах дел, что является немалой нагрузкой. Но работа над оптимизацией уже ведется.
Уверен, что нам удастся реализовать поручения Президента в этом направлении.
- Что способствует упрощению доступа граждан в суды за защитой прав и улучшению качества отправления правосудия в Астане?
Указом Главы государства от 15 мая в двух регионах страны – Астане и Шымкенте – объединили гражданские и уголовные суды.
Теперь это межрайонные суды по гражданским делам и межрайонные суды по уголовным. То есть в городе есть только два места, куда можно подать иск в зависимости от судопроизводства.
Гражданам больше не откажут в принятии заявления из-за территориальной неподсудности. И госпошлину оплачивать стало гораздо легче, не нужно искать реквизиты налогового органа каждого района.
Также выровнялась нагрузка у судей, ведь раньше судьи густонаселенных районов рассматривали в два раза больше дел. К тому же, объединение способствует достижению единообразия судебной практики.
Отмечу, что назвал лишь основные нововведения, так как мир непрерывно меняется, а вместе с ним постоянно совершенствуется и судебная система.
Дана Амангельды