КТЖ модернизирует локомотивный парк с использованием американских технологий

КТЖ модернизирует локомотивный парк с использованием американских технологий
Фото: КТЖ

Сегодня в Астане на заводе Wabtec прошел пресс-тур для журналистов, в ходе которого были представлены новые локомотивы и озвучены амбициозные планы по сотрудничеству между АО «НК «Қазақстан темір жолы» и американской компанией Wabtec. Стороны объявили о масштабном стратегическом партнёрстве, которое выведет казахстанский железнодорожный транспорт на качественно новый уровень, передает Elordainfo.kz.

Общая сумма трёх заключённых контрактов составляет 4,2 млрд долларов США. В их рамках предусмотрено:

  • Закупка 300 современных локомотивов в период с 2027 по 2036 годы (по 30 единиц ежегодно);
  • Продление сервисного договора на 405 локомотивов до 2058 года;
  • Полное сервисное обслуживание новых локомотивов сроком на 18 лет (до 2054 года);
  • Поставка цифровых решений KinetiX для учёта и диагностики;
  • Капитальный ремонт узлов (тормозные цилиндры, компрессоры) для 505 локомотивов в течение трёх лет;
  • Строительство социальных объектов для работников сервисных центров в отдалённых регионах страны.

Как отметил заместитель генерального директора ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» Асан Умбетов, речь идёт не о разовой поставке, а о долгосрочном стратегическом сотрудничестве, ориентированном на технологическое обновление и устойчивое развитие отрасли.

«Это не просто покупка локомотивов — это инвестиции в будущее: новые технологии, рабочие места, устойчивый сервис и комфорт для работников. Казахстан получает не только технику, но и уверенность в стабильной транспортной системе на десятилетия вперёд», — подчеркнул он.

Финансирование проекта осуществляется за счёт собственных и заёмных средств, при этом все расходы на сервис покрываются без привлечения кредитов, за счёт доходов КТЖ.

Основу обновлённого парка составят тепловозы серии ТЭ33АT, отличающиеся улучшенными тяговыми характеристиками, сниженным расходом топлива и повышенной надёжностью (до 95% готовности парка). В условиях сурового климата они сохраняют стабильную производительность благодаря системе обдува рельсов и увеличенной нагрузке на ось.

Также в новых локомотивах предусмотрен улучшенный уровень комфорта для локомотивных бригад: установлены кондиционеры, холодильники, микроволновые печи и биотуалеты.

Стоит отметить, Wabtec работает в Казахстане более 27 лет. С 2009 года в Астане функционирует Локомотив құрастыру зауыты (ЛКЗ) — локомотивосборочный завод, где уровень локализации достигает 40%. Предприятие стало важным элементом в развитии казахстанской инженерной школы, а в 2024 году на его базе открылся инженерный центр для всего СНГ.

На данный момент в Казахстане действуют семь сервисных центров Wabtec, где трудятся казахстанские специалисты. Помимо технической базы, предусмотрено строительство социальной инфраструктуры в регионах, что способствует развитию и других смежных отраслей.

Особое внимание уделяется подготовке кадров: ЛКЗ сотрудничает с программой «Болашак», направляя студентов на обучение и практику в США. Все расходы по перелёту и проживанию берёт на себя компания Wabtec.

С момента запуска завода в Астане было произведено 675 локомотивов, из которых 42 отправлены на экспорт в страны СНГ и ближнего зарубежья. Подписанные контракты открывают путь к расширению экспорта и укреплению позиций Казахстана как ключевого транспортно-логистического хаба Евразии.

В условиях роста объёмов перевозок модернизация подвижного состава становится ключевым фактором конкурентоспособности. Благодаря заключённым соглашениям, Казахстан получает не только новую технику, но и:

  • новые рабочие места;
  • развитие инженерной школы;
  • налоговые поступления в бюджет;
  • мультипликативный эффект для смежных отраслей (сервис, логистика, складирование).

Сотрудничество КТЖ и Wabtec — это пример того, как стратегические партнёрства могут ускорить технологическую трансформацию и создать устойчивую инфраструктуру для роста на десятилетия вперёд.

Ранее сообщалось, что интернет Starlink появится еще в двух поездах Казахстана.