Как проходят 6- и 12-летние C-Check самолётов авиакомпании Air Astana


На инженерно-технической базе Air Astana в cтолице одновременно проходят два сложнейших этапа технического обслуживания воздушных судов — 6-летний и 12-летний C-Check. Корреспондент Elordainfo.kz побывала в ангаре авиакомпании и воочию увидела, как самолёты проходят все стадии глубокой технической проверки: от полной разборки до финального тестового полёта.
Это важный шаг не только для самой компании, но и для всей авиационной отрасли Казахстана. Если раньше подобные работы, особенно 12-летнего уровня, выполнялись за рубежом, то теперь они полностью реализуются силами казахстанских специалистов.
Что такое C-Check и зачем он нужен
C-Check — это один из ключевых этапов планового технического обслуживания воздушного судна. Он обязателен по международным авиационным стандартам и проводится каждые 1, 2, 6, 12 лет с момента ввода самолета в эксплуатацию.
Во время C-Check производится полная проверка внутренних систем и конструкции самолета. Демонтируются панели, обшивка, интерьер, а также ключевые узлы и агрегаты. Цель — выявить коррозию, усталость металла и другие потенциальные дефекты, которые невозможно обнаружить при регулярных осмотрах.
После устранения всех замечаний, проведения тестов и обязательного технического полёта без пассажиров, воздушное судно возвращается в регулярную эксплуатацию.
Какие самолёты сейчас проходят обслуживание
В ангаре одновременно проходят обслуживание два самолёта:
• Airbus A321-NEO авиакомпании Air Astana (6-летний C-Check),
• Airbus A320-CEO авиакомпании FlyArystan (12-летний C-Check).
Инженерно-технический центр был построен в 2017 году и введён в эксплуатацию в 2018-м. Его площадь позволяет одновременно обслуживать до четырёх самолётов. В зависимости от конфигурации, ангар вмещает до трёх узкофюзеляжных Airbus A320 или A321.
«Со 120 сотрудников в 2020 году штат вырос до более 350 специалистов, все — граждане Казахстана. Мы гордимся, что весь комплекс работ выполняется локально», — рассказал старший менеджер по технической поддержке Air Astana Темирлан Багашар.
С 2019 года на базах в Алматы и Астане было проведено 42 C-Check, включая первый 6-летний осмотр в 2023 году и первый 12-летний в 2024-м, что стало прорывом для отечественной отрасли.
Полный цикл обслуживания делится на следующие этапы:
- Подготовка: буксировка самолёта в ангар, отключение всех систем, слив топлива.
- Первичная инспекция: внешний осмотр, анализ технической документации.
- Разборка: демонтаж интерьера, обшивки, отдельных компонентов.
- Диагностика: визуальный и инструментальный контроль с применением рентгена, ультразвука, эндоскопии.
- Ремонт и устранение дефектов.
- Проверка и калибровка всех систем и агрегатов.
- Сборка самолёта.
- Финальные проверки и тестирование на земле.
- Технический полёт без пассажиров.
- Возврат самолёта в коммерческую эксплуатацию.
Отличие между 6- и 12-летним C-Check
«6-летний C-Check проводится один раз в шесть лет и включает стандартную глубину инспекций. 12-летний осмотр гораздо масштабнее — с расширенной проверкой силовой конструкции, шпангоутов, крыльев и других критических узлов», — объяснил ведущий инженер базового технического обслуживания Air Astana Александр Сабад.
6-летний C-Check включает более 600 заданий, 12-летний — свыше 800. На каждый самолёт ежедневно задействовано около 40 специалистов, а весь процесс длится от 24 дней (для 6-летнего) до 54 дней (для 12-летнего). Работы проходят в дневную смену с 8:00 до 20:00. Ночные смены не предусмотрены.
Почему случаются технические задержки
Темирлан Багашар также прокомментировал причины, по которым рейсы могут задерживаться:
«Безопасность пассажиров — наш абсолютный приоритет. Если, например, накануне рейса был град, мы обязаны провести инспекцию фюзеляжа и стекол. Также после столкновения с птицей мы проводим диагностику двигателя, которая может занять от трёх часов и дольше — всё зависит от характера повреждений».
Компания тесно взаимодействует с аэропортами и орнитологическими службами, чтобы отслеживать миграционные пути птиц и минимизировать риски. Все инциденты анализируются, а останки птиц передаются на экспертизу для точного определения вида и выработки мер профилактики.
«Наш флот — один из самых молодых в мире. Самому «старшему» самолёту — всего 12 лет. Для сравнения, в некоторых авиакомпаниях используются лайнеры в возрасте 40 лет и более», — отметил Темирлан Багашар.
Air Astana продолжает наращивать технический потенциал внутри страны. Повышение квалификации, рост численности штата, и реализация сложных форм обслуживания на месте — всё это позволяет минимизировать зависимость от зарубежных центров и снизить издержки.
Посетив столичный ангар Air Astana, корреспондент Elordainfo.kz убедилась, что за каждым рейсом стоит не только высокотехнологичное оборудование, но и труд десятков профессионалов, для которых безопасность, качество и надёжность не просто слова, а ежедневная практика.