Цифровая маркировка обуви не повлияет на рост цен
Обязательная цифровая маркировка обуви должна была стопроцентно функционировать еще год назад, но предприниматели попросили предоставить им больше времени для адаптации к новым правилам. Спустя 2,5 года с момента проведения пилотного периода, правила маркировки и прослеживаемости обувных товаров вступают в полную силу.
«Маркировка и прослеживаемость обувных товаров – это система, которая регистрирует информацию о каждом товаре, поступающем в страну и прослеживает его через уникальный дата-матрикс код, демонстрируя весь путь товара от производителя/импортера до конечного потребителя. Задача системы маркировки и прослеживаемости – сделать товарооборот в Казахстане прозрачным. По официальным данным, доля теневого оборота обуви в Казахстане составляет 48%, то есть каждая вторая пара обуви ввезена в страну нелегально. Китайская таможенная служба в 2021 году зафиксировала экспорт в РК на сумму, превышающую казахстанские данные более чем в 2 раза, и это почти $780 млн. Эти цифры наглядно оценивают объем теневой экономики в обороте обувных товаров, что стало веской причиной для внедрения их прослеживаемости», – говорится в официальном сообщении Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК.
Для маркировки каждого обувного изделия выпускается индивидуальный data-matrix код, который обходится предпринимателям в 2,68 тг без НДС. Правилами маркировки товаров не регламентированы обязательства по закупке дополнительных принтеров. В связи с чем, маркировку товаров участник оборота может осуществлять и без закупки дополнительного оборудования, даже на обычном принтере. Нанесение кода маркировки осуществляют только производители и импортеры обуви, а к розничным продавцам она поступает уже промаркированная data-matrix кодом.
«Процессы нанесения цифровой маркировки не требуют специальных знаний и привлечения бухгалтера или программиста. Малые предприятия могут осуществлять маркировку собственными силами, пользуясь обучающими материалами по сервисам и бесплатными мобильными приложениями», – пояснили в ведомстве.
В результате введения новых правил, официальный импорт обуви увеличился на 13 млн пар (30 %) (с 37,2 млн пар до 53,1 млн пар). До введения маркировки за период 2018-2020 гг. показатель импорта обуви варьировался в диапазоне 35–39 млн пар.
За нарушение правил маркировки и прослеживаемости обувных товаров штрафов в законодательстве РК не предусмотрено.