Как рождаются герои и злодеи: секреты гримерного цеха «Астана Опера»

Сегодня, 18:03
Мөлдір Маратқызы Мөлдір Маратқызы
Как рождаются герои и злодеи: секреты гримерного цеха «Астана Опера»
Фото: пресс-служба театра "Астана опера"

В Год рабочих профессий «Астана Опера» продолжает рассказывать о тех, чья работа редко попадает в объективы камер, но без кого ни один артист не вышел бы на сцену. Сегодня путь лежит туда, где начинается театральное чудо — в гримерный цех «Астана Опера», передает Elordainfo.kz со ссылкой на пресс-службу театра.

В эти дни здесь царит особая сосредоточенность: театр готовится к опере Джузеппе Верди «Риголетто», которая пройдет 5 и 6 ноября. Пока на сцене выставляют свет и проверяют декорации, в гримерном цехе создают лица героев — старика-горбуна, циничного герцога, невинной Джильды.

— Мы занимаемся всем: гримом, прическами. Готовим артистов к сцене, — говорит художник-гример Асель Жакупова, раскладывая по столу баночки, кисти и всевозможные пузырьки. За ее плечами десятки премьер, множество образов и тысячи благодарных улыбок артистов.

— Перед началом спектакля всё должно быть готово, — добавляет она. — Чтобы артисту не пришлось ждать. Они приходят уже в напряжении — мы должны снять его стресс, а не добавить.

Солистка театра, сопрано Елена Ганжа, улыбается и кивает:

— Настроение артиста полностью зависит от того, как он себя чувствует в гриме и прическе. Если сделали красиво — летишь на сцену. Если что-то не так… девочкам тяжело. Мы с характером, перед выходом на сцену у каждого нервы, бывает, что и капризничаем. Я всегда говорю: им при жизни памятник ставить надо.

Асель лишь улыбается:

— Мы понимаем, что на сцене второго дубля не будет. Всё нужно выполнить с первого раза. Конечно, эмоции у артистов сильные, но мы тоже должны держаться. Иногда даже становимся психологами.

На вопрос, есть ли у гримеров фраза, которая всегда срабатывает, Елена уверенно отвечает:

— Когда нам говорят: «Вы сегодня самые красивые!» — всё, артисты, как дети, счастливы и идут петь.

Но как только занавес поднимается, гримеры не исчезают. Они остаются за сценой — на случай, если нужно поправить парик, подклеить ус или бороду, вытереть пот или подкрасить что-то.

— На репетиции мы стараемся попасть в зал, — говорит Асель. — То, что красиво в гримерке, может не сработать на сцене. Цвет, свет — всё может быть иначе. Но чаще всего мы остаемся за кулисами: нужны артистам прямо здесь.

Художник-гример Назым Абубакир работает в театре уже шесть лет. Она не любит говорить — любит делать.

— Я «руками думаю», — признается она. — Беру лицо — и всё, мир исчезает. Ни дома, ни проблем, только чистый холст. Смотрю в глаза — и творю.

Она бережно подправляет линию брови артистки и между движениями кивает:

— Даже если грим лёгкий, всего на тридцать секунд, все равно приходят загримироваться. Это ритуал. Без него артисты как будто не верят, что войдут в образ. Поэтому нужно почувствовать человека, его настроение. И ещё — не отходить от эскиза постановщика. Недовольных у меня не было, — улыбается она.

Художник-гример Ажар Хасенова окончила факультет сценографии и пришла в театр по любви:

— Я всегда обожала балет и музыку. И сейчас живу этим. Мы участвуем в постановке с самого начала — с первых репетиций до премьеры. Видим, как рождается образ, как артист меняется.

Она вспоминает первые шаги:

— Когда пришла, работала с мимансом. Это правильно: сначала эпизодические партии, потом роли посерьёзнее. Первая большая работа была на «Кармен» — собирала прически для хора. Помню, радовалась, как ребёнок. Всё получалось, хотелось учиться дальше.

Гримеры видят взросление артистов так же близко, как педагоги видят учеников: кто-то приходит юным, потом становится солистом, звездой, а затем уходит. Мы всё это наблюдаем и радуемся, и грустим. Это жизнь театра.

Гримерным цехом «Астана Опера» руководит Серик Басбаев. В его команде всего девять мастеров, и именно на них ложится создание десятков образов в каждом спектакле. Особенную творческую отдачу специалисты ощущают, когда постановка включает характерные партии. Такой грим сами мастера называют «интересным».

— Не сложным, — тут же уточняют они. — А увлекательным. Когда нужно перевоплощение. Пока не услышишь голос, человека не узнаешь.

Так было с феей Карабос из «Спящей красавицы», с гномами из «Белоснежки», с Мэдж из «Сильфиды» и многими другими.

— Мы не красим, — объясняют гримеры. — Мы помогаем войти в образ. Чтобы артист оставил себя и стал персонажем.

Горб, корона, кровь, локон или морщина — всё это начинается здесь, где пахнет гримом, лаком и настоящей театральной верой. И, возможно, именно поэтому перед каждым спектаклем в гримерку заходят за уверенностью и поддержкой. Результат их работы зрители смогут увидеть уже 5 и 6 ноября в опере «Риголетто», где дебютируют талантливые артисты Медет Чотабаев и Саян Исин.