00:00
Астана -10oC
USD:
473.29
EUR:
512.81
RUB:
5.47
Поиск

Солисты Международной оперной академии Astana Opera рассказали, как звучание голоса влияет на карьеру

31 марта, 2023
elordaaqparat elordaaqparat
Солисты Международной оперной академии Astana Opera рассказали, как звучание голоса влияет на карьеру

В данное время в Международной оперной академии Astana Opera завершают обучение 19 талантливых вокалистов из разных регионов Казахстана. Ребята ежедневно посещают мастер-классы, лекции и индивидуальные занятия лучших отечественных и зарубежных вокальных коучей и специалистов по творческим дисциплинам, а также изучают несколько иностранных языков, чтобы в будущем блистать на большой сцене. 

Причем, многие из них неоднократно становились лауреатами престижных республиканских и международных конкурсов и не понаслышке знают об устройстве голосового аппарата.  

Какими голосами поют в опере?

Наиболее общепринятой и распространенной считается система квалификации певческих голосов, учитывающая пол артиста и его музыкальный диапазон в зависимости от высотности, силы и тембровой окраски.

К женским голосам относится сопрано, меццо-сопрано и контральто. Мужские голоса делят на тенор, баритон и бас. Для любого вокалиста необходимо правильно определить тип и тембр голоса, чтобы не ошибиться с выбором музыкального материала. 

«Сопрано – высокий, легкий, подвижный и звонкий женский голос, который делится в зависимости от спектра диапазона. В основном, высокие сопрано исполняют партии романтичных лирических героинь молодого возраста, таких как Адина из оперы «Любовный напиток» Доницети или Лючия из «Лючии ди Ламмермур», где исполнительницам следует в совершенстве владеть техникой виртуозного пения «бельканто». Благодаря своему очарованию эти персонажи находят выход из разных жизненных ситуаций. Исключением из правил можно называть оперу «Макбет» Верди, где исполнительницам надо вжиться в образ коварной женщины средних лет», – рассказывает солистка Гульдана Алдадосова.

Стоит отметить, что недавно талантливая девушка стала обладательницей специальной премии престижного конкурса вокалистов и концертмейстеров Хиблы Герзмава. По ее словам, конкурсы и концерты влияют на профессиональный рост певца в плане психологической и физической подготовки, когда вырабатывается сила духа и выдержка. В будущем она мечтает принять участие в «Опералии» Пласидо Доминго. 

Другая вокалистка Эльмира Шпекпаева после окончания консерватории несколько лет трудилась на должности  стажера в алматинском театре оперы и балета имени Абая. За два года обучения в академии она значительно поменяла и расширила репертуар. Исполнительница считает, что для качественного звукоизвлечения немаловажно соблюдать распорядок дня и придерживаться правильного питания.

«Меццо-сопрано отличается от других женских голосов насыщенностью и полнотой звучания среднего регистра, а также мягкостью и объемностью звучания нижних нот. Обладательницы этого голоса часто предстают в образах противоречивых дам. Данные героини добиваются своих целей с помощью хитрости, коварства и остороумия. Как правило, если сопрано нежные, лиричные, меланхоличные создания, то у меццо-сопрано присутствует неуемная жизненная энергия. В основном, они борются за сердце главного героя. Здесь можно вспомнить оперы «Кармен», «Севильский цирюльник». Среди драматических партий выделяется принцесса Амнерис из оперы «Аида» Верди. Кроме того, мне нравится партия Золушки из одноименного произведения Россини, так как эта нежная и хрупкая героиня схожа со мной по типажу», – говорит собеседница.

Низкий мужской голос – бас был востребован как в период становления оперного искусства, так и другие эпохи. Начиная с 18 века, в оперном искусстве он использовался широко, но предпочтение отдавалось более высоким голосам. Лишь в последних операх Моцарта осуществляется возврат баса на ведущие позиции.

«Басовый голос также имеет несколько подвидов и отличается большой глубиной и полнотой звучания. В частности, центральный бас может петь как более высокие подвижные партии, в том числе Дулькамару из оперы «Любовный напиток» Доницетти, так и более значительные низкие партии, такие как Король Рене из «Иоланты» Чайковского и Филипп из «Дона Карлоса» Верди. Самые известные для центрального баса партии - Бартоло из «Свадьбы Фигаро», Командор из оперы «Дон Жуан», Зарастро из оперы «Волшебная флейта» и многие другие персонажи», – пояснил оперный певец Валерий Селиванов. 

Солист Международной оперной академии Astana Opera Азат Малик в 2021 году завоевал ІІ место на престижном Международном конкурсе оперных исполнителей Евы Мартон в Будапеште. Он признается, что перед выходом на сцену помимо рекомендаций по «гигиене голоса» следует обратить внимание на физическое и психологическое состояние для достоверной передачи образа, так как стрессы оказывают отрицательное влияние на пение. Также важно слушать музыку разных стилей и направлений, чтобы позже раскрывать красоту звучания интонаций на репетициях, но вместе с тем нельзя терять природную самобытность и индивидуальность.

«Баритон – удобный мужской голос с насыщенным средним регистром. До Моцарта композиторы не разделяли его с басом. С развитием техники виртуозного пения «бельканто» в зависимости от спектра диапазона у баритона появились подвиды. Как правило, это темный тембр характерен для отрицательных персонажей. Тем не менее, я стараюсь изучить партию так, чтобы понять мотивы его поступков со стороны и даже оправдать своего героя. У меня были вводы в оперные спектакли «Богема», «Травиата», поставленные на сцене «Астана Опера».  Также мне хотелось бы спеть партии главных героев  из опер «Трубадур», «Риголетто», «Отелло», «Дон Карлос»  Верди, отличающихся своей многогранностью и противоречивостью. Каждый из них вроде бы преследует свои корыстные цели, но также нуждаются в утешении и любви, – делится Азат.  

Лауреат XI Международного конкурса вокалистов Бибигуль Тулегеновой Талгат Аллабиринов высказался о своем видении партий. 

«Высокий мужской голос – тенор по характеру и силе звучания подразделяют на несколько подвидов. Лирические тенора поют серебристо, тепло, мягко и полетно. Такие голоса часто встречаются в операх Россини, Беллини и Доницетти, а также в музыке барокко», – сказал он.

Таким образом, для каждого типа оперного голоса присущи индивидуальные характеристики. 

По словам оперной певицы Назым Сагинтай, казахские оперы представляют собой бесценное достояние национальной культуры. 

«Наша страна всегда славилась большим количеством талантливых вокалистов, рождённых на бескрайних степных просторах. Все в наших руках, поэтому стоит ежедневно трудиться над совершенствованием вокала, чтобы достойно популяризировать казахскую культуру за границей. В этом плане академия  становится кузницей кадров, потому что мы активно участвуем в постановках и концертных программах театра. Также нам поступают приглашения принять участие в зарубежных вокальных конкурсах, поскольку публике интересно услышать новые голоса», – заключила Назым Сагинтай. 

Напомним, Международная оперная академия Astana Opera была открыта 4 июля 2021 года. Интенсивный двухгодичный курс обучения для первого набора вокалистов в скором времени подойдет к завершению. 

Дана Аменова