00:00
Астана -10oC
USD:
473.29
EUR:
512.81
RUB:
5.47
Поиск

Концертное исполнение оперы «Иоланта» презентовали в Астане

31 марта, 2023
elordaaqparat elordaaqparat
Концертное исполнение оперы «Иоланта» презентовали в Астане

В ходе сценического представления столичная публика открыла имена восходящих оперных звезд. Молодые исполнители прожили на сцене историю о хрупкости человеческой жизни, наполненную глубоким философским смыслом.

По словам режиссера Еренбака Тойкенова, спектакль, повествующий о печальной судьбе незрячей девушки, выдержан в минималистическом авангардном стиле.

По сюжету главная героиня Иоланта не догадывается о своей слепоте, однако нежданные гости, случайно попавшие в скрытый в лесу дворец, раскрывают ей тайну, которую близкие скрывали от нее долгие годы.

Общую визуальную концепцию определяют минимализм и монохромность оформления. Всеобщее внимание на сцене приковывали яркие цветы на фоне черно-белых декораций, реквизита и впечатляющих видеопроекций.  

«Гениальность музыкальной драматургии в том, что она проста, если рассматривать сюжет, но сама идея имеет глубокий смысл. С этой оперой я познакомился десять лет назад, будучи студентом ГИТИСА,  с тех пор у меня появилась идея об постановки. Кульминационным моментом оперы считается спор главных героев о свете. Если граф Водемон настаивает, что постигнуть мир можно только обладая внешним зрением, а девушка убеждена, что для созерцания красоты достаточно сердечного тепла. В основном используется черно-белая гамма, когда героиня прозревает, то колористика резко меняется. Мне нравится, что оптимистический финал вселяет надежду, воспевая всепобеждающую силу любви», – пояснил Еренбак Тойкенов.

Также спикер добавил, что одноактная опера Чайковского весьма удобна для разучивания в небольшом исполнительском составе. Несколько лет назад он работал с итальянским режиссёром над постановкой оперы «Евгений Онегин». Этот опыт помог наладить репетиционный процесс.

Дирижер Руслан Баймурзин отметил, что данный оперный хит на протяжении нескольких столетий считается украшением театрального репертуара. Зачастую эта сжатый, сконцентрированный музыкальный материал обычно исполняется в концертном варианте, когда симфонический оркестр находится прямо на сцене.Тем не менее, премьерный спектакль создан так, что эффект присутствия позволит публике испытать незабываемые эмоции от просмотра и погрузится в стихию человеческих чувств. 

Ранее маэстро готовил академистов к подстановке оперы «Дон Жуан», поэтому достичь взаимопонимания с молодыми артистами удалось в максимально сжатые сроки. Можно сказать, что серьезный творческий экзамен они снова сдали на «отлично». 

«Хотя эта опера написана в последние годы жизни Чайковского ее можно ассоциировать с  глотком свежего воздуха в творческом наследии композитора. Складывается такое ощущение, что он написал это произведение специально для молодых исполнителей. Исполнять такую музыку сплошное удовольствие, так как композиции вызывают душевный трепет и не оставляют  равнодушными как исполнителей, так и слушателей. Мы с солистами репетировали почти два месяца. К моему удивлению, это был довольно непростой, но вдохновенный проект.  Конечно, артисты  прежде исполняли на сцене отдельные номера, арии из этой оперы, но полноценная версия спектакля превратилась в реалистичную романтическую историю», – сказал Руслан Баймурзин.

Чтобы достичь эталонного сценического перевоплощения перспективные вокалисты посещали мастер-классы заслуженного деятеля искусств РФ, руководителя молодежной программы Большого театра Дмитрия Вдовина и известного оперного певца, народного артиста Армении Барсега Туманяна.

Исполнительница партии Иоланты Айгерим Аманжолова признается, что самой непростой задачей для нее стала передача тактильных ощущений на расстоянии. 

«Я впервые исполняю заглавную партию. Моя героиня ищет себя и не может понять, что с ней не так. Мне предстояло в ариозо показать ее внутреннее  волнение и непонимание со стороны общества. Основная сюжетная линия оперы построена на теме  самопожертвования  ради любви, способной пробудить  и вывести на светлый путь. В финале Иоланту исцеляют и она прозревает. Все ликуют и звучит гимн любви. Я долго изучала как двигаются слепые люди, смотрела в соцсетях постановки инклюзивных театров, где выступают незрячие люди. В целом все академисты  получили здесь бесценный опыт, который обязательно найдет применение на практике», – прокомментировала исполнительница партии Иоланты Айгерим Аманжолова.

Напомним, одноактная лирическая опера создана по пьесе датского драматурга Хенрика Герца «Дочь короля Рене». Ее премьера прошла в 1845 году в Мариинском театре. С тех пор «Иоланта» по-прежнему продолжает завоевывать аудиторию, поэтому ее новая трактовка непременно вызовет интерес меломанов разных поколений.   

 

Дана Аменова