00:00
Астана -10oC
USD:
473.29
EUR:
512.81
RUB:
5.47
Поиск

Премьера спектакля «Гаухартас» прошла в Астане

1 марта, 2023
elordaaqparat elordaaqparat
Премьера спектакля «Гаухартас» прошла в Астане

В последний зимний месяц столичные театралы погрузились в атмосферу романтики и ностальгии. В новой постановке режиссера Асхата Маемирова по мотивам одноименной повести Дулата Исабекова, трогательная история о неразделенной любви, развернувшаяся на фоне размеренного ритма жизни казахского аула приобретает новое звучание.

С популярного лирического рассказа, ставшего классикой современной отечественной прозы, в привычном понимании снят хрестоматийный глянец. 

К слову, киноэкранизация истории одной отдельно взятой семьи, живущей в изоляции от односельчан позволяет заглянуть во внутренний мир людей, строго придерживающихся устаревших правил домостроя, более 40 лет назад вошла в золотой фонд «Казахфильма» наряду с «Кыз Жибек». 

В сценической версии, как и в легендарном фильме, характеры героев в актерском наполнении раскрываются до мельчайших деталей. Драматичный спектакль в жанре музыкальной драмы стилизован в духе советского времени. Глубокий личностный конфликт персонажей, возникший из-за двоякого воспитания родных братьев и плачевной судьбы девушки, показан довольно реалистично.

С первых минут бросается в глаза яркое противопоставление братьев Тастана и Кайыркена. Старший сын чабана Турымбета, которого сыграл Оразалы Игилик, выглядит жестоким тираном, признающим власть грубой силы, мастерски управляется по хозяйству и увлекается кокпаром.

Монологи его жизнерадостного младшего брата Кайыркена, взятые за основу повествования, в исполнении любимца казахстанских девушек Асылхана Толепова, напротив, вселяют оптимизм.

Также в контрастных образах родителей главных героев, которых воплотили Казбек Ескара и Калима Наушабаева, прослеживается тема сочетания широты взглядов с приверженностью устаревшей идеологии, призывающей к покорности перипетиям судьбы.

В ходе перфоманса забавная сцена свадьбы Салтанат и Тастана рассеивала напряжение, когда артисты веселились, танцевали в хороводе и пели хором под мелодии любимых песен в сопровождении оркестра. Здесь особо выделились запоминающиеся эксцентричные персонажи управляющего клубом Аскербека и парторга Раушан, в ролях которых предстали Ернар Мухамбет и Дана Кабылова.

Затем приход молодой невестки постепенно размывает традиционные патриархальные устои простой казахской семьи. В интерпретации Инабат Ризабековой главная героиня была веселой, улыбчивой, трудолюбивой, общительной келин и любила петь народные песни, не обращая внимания на замкнутость и холодность со стороны мужа.

Символично, что лейтимотивом спектакля стала казахская народная песня «Гаухартас», дополняющая нежный и романтический образ героини.  

В итоге, только трагический финал, связанный с непродолжительной болезнью и смертью Салтанат, раскрывает истинные чувства и намерения Кайыркена и заставляет осознать вину Тастана, вовремя не оценившего старания супруги.

Заместитель акима Астаны Есет Байкен поздравил и поблагодарил артистов и подчеркнул, что Музыкальный театр юного зрителя уже на протяжении трех лет продолжает радовать столичную публику интересными спектаклями. По его мнению, музыкальная драма «Гаухартас» непременно займет особое место в репертуаре, поскольку в ней затрагивается история вечной любви, находящая отклик в сердцах зрителей.

Известный писатель Дулат Исабеков в ходе выступления сообщил, что написал данное произведение в возрасте 25 лет.

«В 1975 году, будучи молодым солдатом, я услышал по радио красивую песню «Гаухартас» в неподражаемом исполнении Бибигуль Тулегеновой. Тогда прекрасная мелодия навеяла тоску по родным местам и вдохновила на написание нового произведения, которое впоследствии стало фильмом.  До сих пор эта история трогает зрителей до глубины души. Мне было интересно как данный лирический рассказ о непростых родственных взаимоотношениях и семейных ценностях можно переложить в сценической версии. В постановке Асхата Маемирова нашлось много оригинальных режиссерских решений. В финале уходящий в вечность силуэт, символизирующий призрак главной героини, хотя и вселяет грусть, но одновременно становится предвестником перемен», – сказал он.

В свою очередь, исполнители главных ролей Асылхан Толепов и Инабат Ризабекова считают, что новые роли помогли им подняться на новые ступени в мастерстве актерского перевоплощения.

В завершение вечера артисты пообщались со зрителями, которые поспешили поделиться с ними своими впечатлениями от просмотра спектакля.

Дана Аменова