Черно-белый балет: премьеру одноактного спектакля «Шесть танцев» готовят в «Астана Опера»
Уговорить Иржи Килиана поставить балеты намного дальше ветреных Нидерландов – всегда большая удача и художественному руководителю балетной труппы «Астана Опера».Народной артистке России Алтынай Асылмуратовой это удалось. Звезда мирового балета исполняла множество спектаклей на Западе и как никто другой знает ценность работы с такими профессионалами, как Иржи Килиан.
«Я очень давно хотела познакомить казахстанскую публику с его хореографией, с этим уникальным балетмейстером. Он предельно музыкален, все его балеты сделаны с очень тонким вкусом, с чувством меры, то есть этот человек создает действительно высокое искусство. Ему присуще редкое качество, которое есть не у всех хореографов - он умеет ставить спектакли с юмором. Как ни странно, это бывает сложно сделать, потому что либо получается не смешно, либо глупо или даже грубо. У Иржи Килиана есть много постановок, которые я хотела бы, чтобы шли в нашем театре, но начать решили с «Шести танцев». Это небольшое произведение, где нет ни кабриолей, ни фуэте, но это еще один шедевр, который легок по восприятию, с тонким юмором и изобретательностью. Надеюсь, мы сможем осуществить уже «большие вещи». Мечтаю, чтобы на этой сцене шел его балет – «Маленькая смерть» - это безусловный шедевр», - рассказала Алтынай Асылмуратова.
Художественный руководитель балетной труппы также заметила, что в «Шести танцах» очень непростая пластика. Однако сомнений, что все получится, не возникает. Вероятно, потому что у труппы уже есть опыт в исполнении неоклассики, так как артисты работали со многими хореографами, в числе которых Раймондо Ребек, Патрик де Бана, Тибор Кочак, Луиджи Бонино и многие другие.
«Я не буду говорить, что им станет легче, но то, что будет понятнее, это точно. Они быстрее поймут, что от них требуется», - пояснила она.
Процесс подготовки начался с отбора артистов на исполнение партий, к слову, все роли здесь – ведущие. На сцене зрители увидят 8 пар танцовщиков, которым предстоит донести до публики комическую историю, где нет определенного сюжета, но это и подкупает, ведь смысл балета каждый найдет для себя сам.
Чтобы оценить значимость предстоящего события, достаточно взглянуть на биографию иконы мирового танца – Иржи Килиана. Его карьера складывалась успешно и головокружительно быстро: он начал работу с Штутгартским балетом и вскоре стал его солистом. В 1975-м уже был приглашен на должность артистического директора в Нидерландский театр танца, где создал богатейший репертуар труппы NDT. Мировая слава пришла к постановщику в 1978 году, после показа его балета «Симфониетта» на музыку Леоша Яначека на Международном фестивале Сполето. Среди прочих его работ того времени – «Симфония псалмов» и «Свадебка» на музыку Стравинского, «Дитя и волшебство» на музыку Равеля.
Сотрудничать с ним мечтали многие, но новый стиль балетной эстетики, освоить и передать следующим поколениям могут далеко не все. Одна из его бессменных ассистентов – Ширли Эссебум, проработавшая долгое время в Нидерландском театре танца, обладательница престижных танцевальных наград, является также внештатным балетмейстером Kylian Productions. Она обучает артистов и ставит работы Килиана по всему миру, в том числе и в «Астана Опера».
Понятно, что артистам сразу сориентироваться в новой хореографии сложно, здесь нужно танцевать, как дышать, - чтобы усилия были незаметны. Заслуженный деятель Казахстана Гаухар Усина рассказала, что была впечатлена балетом «Шесть танцев» Иржи Килиана, когда впервые увидела его в Минске, в Большом театре Беларуси.
«Мне он очень понравился своей легкостью восприятия, зрелищной и изысканной хореографией. Этот спектакль гармонично сочетает современный танец и классическую музыку, весь его смысл воспринимается публикой в контексте юмора. Иржи Килиан – хореограф, чьи балеты хотят исполнять, пожалуй, все артисты. Его спектакли идут в репертуарах всех мировых театров и, конечно, для «Астана Опера» - большая честь работать с его спектаклем», - отметила балерина.
Ее сценический партнер – Олжас Тарланов – разделяет это мнение.
«Благодаря тому, что я работал 7 лет в Мюнхене, мне посчастливилось исполнять балеты Иржи Килиана, в том числе Zugvögel, который идет только в мюнхенском театре, а также выступал в па-де-де Nuages в хореографии этого замечательного постановщика. Стилистика достаточно похожа с «Шестью танцами», в балете существует такое понятие, как «мышечная память», и когда я приступил к репетициям, то сразу вспомнил стиль Килиана. Хореография нашего балета живая и, что самое главное, спектакль невероятно музыкальный. Здесь очень динамичные дуэты, и каждый жест имеет свою ноту, в которую нужно успеть попасть, а также одновременно сделать много других движений. Чтобы хорошо исполнить этот балет, нужно безупречно знать насыщенную хореографию, и не думать о ней на сцене, а отдаваться эмоциям, актерскому мастерству, жестикуляции. Кроме того, «Шесть танцев» насыщен сложной мимикой, которая может показаться «кривляньями». Перед труппой ставят задачу – не копировать то, что было до нас, необходимо прочувствовать танец по-своему, дать личную интерпретацию. В целом, для артистов это очень хороший материал для того, чтобы раскрыться и преодолеть барьер «кривляний». Мы привыкли к классической балетной красоте, но в «Шести танцах» она будем совсем иная», - поделился Олжас Тарланов.
Напомним, что «Шесть танцев» принадлежит к серии «черно-белых» балетов чешского постановщика. В спектакле используются черные мягкие декорации и передвижные кринолиновые платья на роликах (которые также используются в качестве декораций), в целом постановка выдержана в минималистическом стиле. Особо важная роль в этом спектакле заключается в игре света и тени.