Возврат денег пострадавшим от кибермошенников упростят в Казахстане


Антифрод-центр Национального банка Казахстана с начала деятельности предотвратил ущерб на 2,5 млрд тенге, передает Elordainfo.kz со ссылкой на пресс-службу НБ РК.
Антифрод-центр объединяет банки, правоохранительные органы и операторов связи для борьбы с мошенничеством.
«За 10 месяцев работы предотвращен ущерб более чем на 2,5 млрд тенге, зарегистрировано свыше 60 тысяч инцидентов. Наиболее распространены случаи телефонного мошенничества (22%), лжеинвестирования денег и операций, связанных с дропперскими карточками (19%)», – перечислили в Нацбанке.
Совместно с Агентством по регулированию и развитию финансового рынка и правоохранительными органами в течение года была создана платформа обмена данными, к которой подключились банки, платежные и микрофинансовые организации, сотовые операторы, уполномоченные правоохранительные и иные госорганы. Кроме того, разработана необходимая законодательная база для обеспечения централизованной системы противодействия мошенничеству. На сегодня к Антифрод-центру подключены более 200 участников.
Сейчас вносятся изменения в законодательные и нормативно-правовые акты, расширяется список участников и функционал Антифрод-центра, идет дальнейшая интеграция с государственными информационными базами.
АРРФР в свою очередь ужесточает требования к технологической и инфраструктурной базе антифрод-систем участников рынка, внедрению соответствующих систем управления рисками.
Как отметил руководитель цифровой трансформации – советник председателя НБК Бинур Жаленов, Антифрод-центр продолжит развивать прогнозирование мошеннических схем с использованием искусственного интеллекта и будет интегрирован с базами данных Генеральной прокуратуры и операторов связи.
«Эффективная борьба с мошенничеством требует экосистемного подхода. За 10 месяцев работы мы выстроили базовый фундамент – платформу оперативного обмена данными и механизм создания общенациональных серых и черных списков. Предстоит запуск новых этапов развития – сессионного и транзакционного антифрода на базе технологий искусственного интеллекта», – сообщил он.
В рамках развития Антифрод-центра в 2025 году запускается пилотный проект по сессионному антифроду.
«Предполагается анализ поведенческой активности в приложениях участников финансового рынка по большому набору данных, что позволит выявлять и своевременно блокировать мошенничество до совершения платежа или перевода. При этом особое внимание будет уделено вопросам конфиденциальности и безопасности данных.
В дальнейшем запланировано внедрение транзакционного антифрода на уровне национальных платежных систем, позволяющего своевременно блокировать мошеннические транзакции на уровне межбанковских операций.
Также планируется упростить процедуру возврата денег пострадавшим, расширить функционал Антифрод-центра для борьбы с наркоторговлей и незаконным игорным бизнесом, а также ввести регулирование ограниченного доступа к финансовым услугам для находящихся в базах центра», – поделились в Нацбанке.
Особое внимание уделяется повышению кибергигиены и финансовой грамотности населения.



