«Сидят на шее у граждан и бизнеса» – «Ак жол» требует сократить «дочек» и «внучек» нацкомпаний

Сегодня, 16:10
Багдат Хасенова Багдат Хасенова
«Сидят на шее у граждан и бизнеса» – «Ак жол» требует сократить «дочек» и «внучек» нацкомпаний
Фото: пресс-служба Мажилиса

Фракция «Ак жол» в Мажилисе Парламента Казахстана требует сократить различных «дочек» и «внучек» национальных компаний, так называемых «прокладок» между государством и бизнесом, передает Elordainfo.kz со ссылкой на пресс-службу партии.

Азат Перуашев напомнил, что в нынешнем Послании Глава государства отметил, что указ о либерализации экономики, направленный на смену модели регулирования, в полной мере не выполняется.

«Другими словами, курс на либерализацию экономики буксует, бюрократическая машина продолжает разрастаться и ограничивает рыночные процессы, а содержание этих синекур и корпораций увеличивает себестоимость экономики и влияет на инфляционные процессы», – заявил депутат.

Правительству было поручено подготовить реформу государственного сектора, определив четкие границы участия государства в экономике. Но хотя после указа прошло 1,5 года особых результатов и даже анализа данных не наблюдается, констатировал он. Так, отсутствуют конкретные цифры: сколько организаций было выведено из-под государственного участия за это время; какие рынки освобождены от госмонополии или, напротив, оказались захвачены ими; какие «госоператоры» ликвидированы или, напротив, вновь созданы и в каких секторах; сколько чиновников от бизнеса (то есть управляющих кадров) в этих структурах было сокращено; на сколько сократились затраты государства на содержание этих структур и сократились ли вообще; насколько увеличился или, напротив, сократился их вклад в бюджет государства.

«На наши претензии при обсуждении бюджета из фонда «Самрук-Казына» сообщили, что с 2014 по 2024 годы (то есть за 10 лет) они сократили количество субъектов до 327 при сохранении 6 уровней владения (то есть «дочки» «дочек» «дочек» и так 6 раз), а количество управленцев в 2021 году сократили на 22%: вместо 23 тысяч человек топ-менеджеров в фонде стало 18 тысяч. Других сокращений даже после указа о либерализации не проводилось.

Но и эти 18 тысяч обходятся экономике недёшево. Например, национальная компания «Казахтелеком», как стало известно, недавно выплатила своим «топам» по 50 млн тенге премии за счёт завышенных тарифов. И это не рекорд. А потом Нацбанк заявляет, что денег в экономике слишком много, и поднимает ставку по кредитам.

Но если «Самрук-Казына» хотя бы отчитывается, то остальные субъекты из тех 25 тысяч, о которых сказал Президент, сидят на шее у граждан и бизнеса и выкачивают из них миллиарды в тени от общества», – аргументировал мажилисмен.

При этом (по данным Высшей аудиторской палаты) при триллионных доходах последние 5 лет квазигоссектор выплатил в бюджет лишь 12% прибыли, а в проекте на 2026 год вообще запланировано около 5%. О расходовании остальных сотен миллиардов тот же «Самрук» может отчитываться пост-фактум, добавил народный избранник.

Перуашев отметил, что Президент также критически высказался об институтах развития, отметив, что назрела необходимость в перезагрузке их деятельности. В этой связи «Ак жол» обратил внимание на непонятный правовой статус таких структур, как социально-предпринимательские корпорации.

«До сих пор отсутствует единый закон, регулирующий их задачи и функции. Каждая СПК функционирует как придётся, нередко — непрозрачно и неэффективно, поддерживая «своих» и препятствуя «чужим» проектам и инвесторам и даже выполняя порой банковские функции в виде выдачи кредитов,без банковских лицензий, контроля и отчетности перед обществом.

Фракция Демпартии Казахстана «Ак жол» неоднократно поднимала данный вопрос с предложением ликвидировать или радикально реформировать СПК, переведя их деятельность под контроль маслихатов. Однако Правительство под разными предлогами уходило от данной темы», – заявил депутат.

«Ак жол» потребовала от Правительства представить план мероприятий по реализации указа Президента о либерализации экономики в части оптимизации квазигоссектора, включая мероприятия по сокращению различных «дочек» и «внучек» нацкомпаний, «операторов» и тому подобных структур, так называемых «прокладок» между государством и реальным бизнесом и их корпоративных органов. Разработать и внести в Парламент единый закон «О социально-предпринимательских корпорациях», определяющий их правовой статус, устанавливающий четкие цели и задачи, полномочия и ответственность за их выполнение, а также утверждение их бюджетов и отчетности местными маслихатами.

Отметим, в Казахстане закрепили механизм возврата бюджетных средств, выделенных субъектам квазигосударственного сектора на формирование или увеличение уставного капитала, но оставшихся неиспользованными на конец финансового года.