АЗРК проводит расследование в отношении сразу 11 аэропортов

Сегодня, 17:48
Багдат Хасенова Багдат Хасенова
АЗРК проводит расследование в отношении сразу 11 аэропортов
Фото: пресс-служба АЗРК

Агентство по защите и развитию конкуренции Казахстана проанализировало рынки оптовой и розничной реализации авиатоплива и выявило необоснованное завышение стоимости топлива для международных пассажирских и грузовых авиаперевозчиков, передает Elordainfo.kz со ссылкой на пресс-службу АЗРК.

Отечественные авиакомпании получают авиакеросин непосредственно от недропользователей по государственным графикам поставок, а зарубежные – через цепочку оптовых и розничных поставщиков.

Для сокращения непродуктивных звеньев в ценообразовании на рынках нефтепродуктов (бензина, дизельного топлива, авиакеросина), возникающих в связи с реализацией ограниченных ресурсов со стороны поставщиков нефти (недропользователей) аффилированным посредникам, антимонопольный орган принял правила ключевой мощности, направленные на цифровизацию и упорядочение процессов распределения нефтепродуктов.

«На рынке авиатоплива сложилась другая практика ограничения конкуренции, влияющая на ценообразование, – отказ поставщикам аваикеросина в доступе к инфраструктуре аэропортов по хранению и реализации авиатоплива.

Из-за розничной реализации аэропортами или аффилированными с ними организациями авиатоплива международным пассажирским и грузовым авиаперевозчикам его стоимость увеличивается до 60%. Цена авиатоплива в аэропортах Казахстана превышает на 5-30% его стоимость в соседних странах, что стало причиной снижения грузовых авиаперевозок на 36%, международных сообщений на 58% за последние 5 лет», – констатировали в АЗРК.

Аэропорты перешли на продажу авиатоплива в 2017 году после снятия ограничений на занятие субъектами естественной монополии иной нерегулируемой деятельностью и в связи со сдерживанием тарифов на услуги воздушных гаваней. В результате доходы от продажи авиатоплива обеспечивают до 80% финансирования аэропортов.

Доходы от основной деятельности аэровокзалов законодательство о естественных монополиях регулирует, тогда как использование средств от реализации авиатоплива по завышенным ценам государство не контролирует.

Агентство разработало правила, предусматривающие доступ всех поставщиков авиатоплива, имеющих соглашения с авиакомпаниями, к услугам хранения авиатоплива на территории аэропортов без возможности отказа в заключении договоров со стороны воздушных гаваней.

Инициированы системные меры по развитию инфраструктуры аэропортов (включая частичное дерегулирование и увеличение тарифов на часть услуг аэропортов для их безубыточной деятельности), снятию ограничений на ввоз импортного авиатоплива и прочие меры.

«Также антимонопольный орган инициировал расследования по признакам установления монопольно высоких цен на авиатопливо в отношении 11 аэропортов: АО «Международный аэропорт Нурсултан Назарбаев», «Аэропорт Коркыт ата», «Аэропорт Сары-Арка», «Аэропорт Шымкент», «Международный аэропорт Аулие-Ата», «Международный аэропорт Костанай», «Международный аэропорт Усть-Каменогорск», «Международный аэропорт Туркестан», «Международный аэропорт Орал», «Авиакомпания «Жезказган-эйр», ТОО «Международный аэропорт Семей». Наряду с этим проводятся проверки поставщиков авиатоплива на рынке вторичной оптовой реализации», – сообщили в ведомстве.

Агентство завершило расследование в отношении ТОО «АНПЗ» по установлению и поддержанию монопольно высоких цен на услуги по переработке нефти в 2023 году. Материалы переданы в правоохранительные органы.