00:00
Астана -10oC
USD:
473.29
EUR:
512.81
RUB:
5.47
Поиск

«Сильные регионы – драйвер развития страны»: в МИИР РК рассказали о ходе реализации нацпроекта

28 февраля, 2023
elordaaqparat elordaaqparat
«Сильные регионы – драйвер развития страны»: в МИИР РК рассказали о ходе реализации нацпроекта

Данный проект был запущен в 2021 году. Стоит отметить, что он объединил в себе несколько государственных программ по жилищно-коммунальному и инфраструктурному развитию. Это позволило ускорить их выполнение, так как в рамках национального проекта они получают приоритет в бюджетном финансировании. 

Необходимость в масштабных мерах по улучшению инфраструктуры регионов обуславливалась несколькими факторами. Например, к 2021 году более 1 миллиона казахстанцев нуждались в более качественной питьевой воде, в 53 городах требовалась модернизация и строительство канализационно-очистных сооружений. Также требовали решения острые вопросы обустройства окраин крупных городов, реконструкция ливневой канализации, реновации «старых кварталов» и сноса аварийного (ветхого) жилья. Кроме того, ощутимым препятствием для роста экономики стала слабая транспортная инфраструктура.  

В связи с этим было принято решение реализовывать Национальный проект по двум направлениям:
- Равный доступ к базовым услугам
- Обеспечение транспортной связанности
Первое направление проекта предусматривает комплексное развитие инфраструктуры и повышение доступности качественного и комфортного жилья. 

«В рамках комплексного развития базовой инфраструктуры запланировано: строительство и реконструкция 5,3 тыс. км сетей водоснабжения и водоотведения; 175 км сетей ливневой канализации и арычных систем; установка 220 комплексных блок-модулей и 2407 общедомовых приборов учета тепла и воды; реализация 11 проектов по строительству и реконструкции канализационно-очистных сооружений. 

По 3 мероприятиям результаты планируемых показателей будут сформированы по итогам завершения проектов в регионах.

Вместе с тем, по оперативным данным акиматов за счет всех источников финансирования по итогам 10 мес. восстановлено 262 км ливневых и арычных сетей, что составляет 149% от плана», - сообщил Еркебулан Дауылбаев.

Для второй задачи – повышения доступности качественного жилья – была разработана программа «Жайлы тұрғын үй». В рамках нее планируется предоставить меры поддержки 56 460 гражданам из целевых групп в виде субсидий, льготных займов, арендного и кредитного жилья. 

«По итогам 11 месяцев построено (приобретено) 1,6 тыс. ед. арендного жилья для социально-уязвимых слоев населения и 3,9 тыс. ед. кредитного жилья, предоставлено 4,9 тыс. займов и субсидии 8 тыс. очередникам.
Реализуются 375 проектов (план 350) по строительству инженерно-коммуникационной инфраструктуры в жилищной застройке.

Для обеспечения своевременного ввода жилья, акиматами утверждены Дорожные карты с указанием конкретных объектов и сроков их реализации, а также осуществляется ежемесячный мониторинг по каждому вводимому объекту. По итогам 2021 года данный показатель составил 79,3%», -  рассказал вице-министр.

Стоит отметить, что работа по исполнению Национального проекта ведется и в столице. Жители, проживающие на окраинах Астаны, ожидают завершения 18 проектов на 15,8 млрд тенге. Они предназначены для инженерных сетей и социальных объектов. В списке объектов два детских сада по 280 мест; две школы по 1 200 мест; Центр ПМСП; поликлиника; сети водоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения и новые дороги. 

Меняется жизнь и в селах Акмолинской области. В рамках проекта «Ауыл – Ел бесігі» в 17 селах появятся новые спортивно-игровые площадки. Более тридцати сел улучшат улично-дорожную сеть. Капитально обновятся объекты культуры и спорта. В перечне проектов новые сети водоснабжения и электроснабжения. 

В целом, к 2025 году планируется достичь сокращения износа инженерных сетей с 55% до 47%, полного обеспечения регионов питьевой водой и 100% очистки сточных вод в городах и селах.

Второе направление Нацпроекта нацелено на обеспечение транспортной связанности.
Данное направление включает 2 задачи:
– развитие внутренней транспортной сети;
– повышение внешней связанности территорий.

Развитие внутренней транспортной сети планируется обеспечить за счет строительства и реконструкции 11 тыс. км дорог республиканского значения и 27 тыс. км местных дорог.

«В 2022 году в рамках Нацпроекта «Сильные регионы – драйвер развития страны» по направлению развитие внутренней сети общий охват дорожно-строительными и ремонтными работами составил 11,6 тыс. км автодорог общего пользования.
Так по республиканской сети охват строительством и реконструкцией составил 4 тыс.км, из которых завершены основные работы 1,2 тыс.км. Капитальным и средним ремонтом охвачено порядка 3 тыс.км, из которых завершено 679 км. На местной сети автодорог всеми видами ремонта охвачено 4,6 тыс. км, из которых завершены 2,6 тыс.км», - сказал Еркебулан Дауылбаев. 

В результате выполненные за прошедший год работы позволили увеличить долю дорог в нормативном состоянии до 91% по республиканской сети, и 85% по местной сети министерства.

Добавим, что в рамках национального проекта также будет проведена реконструкция дорог в Акмолинской области, в частности в Степногорске и Акколе.

Для повышения внешней связанности территорий также запланирован ряд крупных проектов.

«Строительство вторых путей и электрификации участка «Достык–Мойынты» позволит увеличить в 5 раз пропускную способность сообщения Китай-Европа-Китай, а строительство железнодорожной линии «Дарбаза–Мактаарал» – в 2 раза пропускную способность станции Сарыагаш.

Строительство высокоскоростной магистрали «Туркестан – Шымкент–Ташкент» значительно увеличит туристическую и инвестиционную привлекательность всего макрорегиона.

Также проект по строительству железнодорожной линии в обход станции Алматы позволит сократить сроки транспортировки грузов на 
2 суток.

Кроме этого, предусматриваются меры по созданию контейнерного хаба в порту Актау, приобретению 40 единиц судов, проведение капитального ремонта 3-х судоходных шлюзов, модернизации инфраструктуры 5 аэропортов и 8 аэродромов местных воздушных линий», - отметил вице-министр. 

По словам собеседника, за счет реализации проектов по развитию транспортной сети будет создано более 396.090 тысяч рабочих мест. 

В целом, укрепление внутренней инфраструктурной связанности между регионами и внутри регионов позволит обеспечить следующие позиции Казахстана в глобальном рейтинге:
- с 62 до 49 по конкурентоспособности ВЭФ по показателю «Инфраструктура»;
- с 71 до 50 в рейтинге Всемирного банка по показателю «Эффективность логистики» (LPI).

Стоит отметить, что в 2022 году на реализацию национального проекта было запланировано 1,8 триллиона тенге, из них внебюджетные средства – 709 миллиардов. При этом на 1 августа текущего года было освоено 528 миллиардов тенге, или 30%.

Дана Амангельды