Какое место занимает Казахстан в международном рейтинге по развитию электронного правительства
Согласно данным finprom.kz, крупные компании вносят свой вклад в развитие цифровой экосистемы Казахстана. Уровень цифровизации и диджитализации высок и продолжает расти. Так, в текущем году Казахстан занял 28-е место по уровню развитию электронного правительства среди 193 стран, входящих в мониторинг ООН, против 29-го места в 2020 году. Индекс страны (E-Government Development Index, EGDI) составил 0,86 пункта. Это самый высокий показатель среди стран СНГ и ЦА, кроме того Казахстан заметно обгоняет такие развитые страны как Ирландия, Канада, Италия, Бельгия, Чехия и другие.
«EGDI представляет собой совокупный показатель трех важных аспектов электронного правительства: предоставления онлайн-услуг, телекоммуникационной связи и человеческого потенциала. Наряду с оценкой моделей развития веб-сайтов в стране, индекс включает характеристики доступности (инфраструктура и уровень образования), анализируя, как страна использует информационные технологии для расширения доступа и вовлечённости населения. Более того, в рейтинге электронного участия граждан (E-Participation Index, EPI) Казахстан занял 15-е место – один из сильнейших показателей в мире. Индекс EPI дополняет EGDI, и отражает доступ граждан к публичной информации по запросу или без него, привлечение к участию и обсуждению государственной политики и услуг, а также расширение прав и возможностей населения посредством совместного электронного принятия решений касательно политики, услуг и способа их предоставления», – сообщили аналитики.
На подобные позитивные показатели влияют правительственные инициативы. Скажем, в стране оцифрованы 9 из 10 госуслуг, которые сегодня можно получить в онлайн-формате на портале Egov.kz или через соответствующее приложение. Таким же образом, через мобильные приложения, можно управлять, скажем, пенсионными активами (Enpf.kz), получить доступ к «электронной поликлинике» (Damumed).
Кроме того, огромную роль в цифровизации играют крупные компании всех ключевых отраслей страны, будь то финансовый сектор (сайты и приложения банков, онлайн-страхование, брокерские услуги и т. д.), промышленность, строительство, логистика, телеком, сфера культуры и досуга и прочее. Мы привели примеры крупнейших компаний, оказавших прямое влияние на оцифрованность страны.
Напомним, в прошлом году доля пользователей интернета (с учётом мобильного соединения) в возрасте от 6 до 74 лет составила в РК сразу 92,9%, что на 4,7 п. п. выше по сравнению с 2020 годом. Кроме того, значительно сократился разрыв в разрезе местности. Так, в сельской местности показатель увеличился с 85,5% в 2020 году до 90,7% в 2021 году, а в городской местности — с 90,1% до 94,4%, что сократило разрыв с 4,6 п. п. до 3,7 п. п. между городом и селом.
К слову, в августе текущего года, по данным Speedtest Global Index, медианная скорость мобильного интернета в Казахстане составила 22,1 Мб/с, что на 11,4% выше, чем годом ранее. Для сравнения: в соседней России показатель составил 21,2 Мб/с. Среди стран Центральной Азии следом за РК идёт Кыргызстан (20,2 Мб/с), далее — Узбекистан (15,1 Мб/с), затем с большим отрывом – Таджикистан (7,8 Мб/с).
Кроме того, в рейтинге 90 крупных экономик по цифровой эволюции Digital Intelligence Index Казахстан занял 20-е место по скорости развития цифровизации. РК вошел в группу наиболее перспективных стран для дальнейшего развития цифрового благополучия. Также в рейтинге из 134 стран по уровню цифровых навыков DSGI 2021 года Казахстан занял 43-е место, что говорит о достаточно высоких показателях надежности, устойчивости и оперативности существующих в стране цифровых технологий.