00:00
Астана -10oC
USD:
473.29
EUR:
512.81
RUB:
5.47
Поиск

Операция «Чечевица»: как депортировали вайнахов

23 февраля, 2024
Елорда ақпарат Елорда ақпарат
Операция «Чечевица»: как депортировали вайнахов
Коллаж Elorda.info

В одну ночь вайнахи были сорваны с родных мест, выгнаны, вывезены и они пережили долгие недели кровавого пути с Кавказа до места назначения. 

«В чем их вина? Лишь в том, что они - дети своего народа. И этого достаточно, чтобы получить печать «враг народа». Поражает изуверство и цинизм тех, кто творил этот произвол. Но были и проблески «гуманизма». Женщинам других национальностей разрешалось развестись с вайнахами и, не ехать в ссылку. Многие разделили судьбу своих семей. 

У каждого народа день депортации свой. У вайнахов - 23 февраля. Поэтому и акцент на эту дату.

Никакой жалости, никакой пощады, только смерть в случае неповиновения, или невозможности транспортировки. Именно так сожгли жителей сел Хайбах и Зумсой, заживо в сараях, убивая тех, кто спасался бегством. В Хайбахе сгорели двое близнецов, родившихся в ту ночь. Что это? Исполнение приказа?

По завершению операции «Чечевица», многие получили звания и награды больше, чем их давали в войне с фашистами.

Каждый абзац документов тех времен можно положить в основу уголовных дел за преступления против человечности, за убийства, за мародерства. Мы можем долго говорить, о том, что это было давно, прошло 80 лет, людей тех нет, кто все это делал. 

Да, нет тех, кто это делал, и почти не осталось тех, кто подвергся насилию. Но есть Память, застывшая в камнях надмогильных плит чеченцев и ингушей, найденных где угодно, в фундаментах, бордюрах, мостовых. Ликвидировали Чечено-Ингушскую АССР. Создали Грозненскую область. Новые хозяева так и думали, что это навсегда. И потому на свой лад переименовали все села и аулы.

Очень часто говорят и пишут, что все случилось неожиданно.

Да для простых людей неожиданно. А вся система за долго до 23 февраля провела всю работу по подготовке к высылке.

К концу 1943 года руководство Казахстана и Киргизии рапортовало лично Берие Л.П. о готовности принять и разместить в 12 областях Казахстана 400 тысяч, а в 4 областях Киргизии 100 тысяч чеченцев и ингушей. И они приняли этих, обреченных на смерть людей после долгого, усыпанного трупами пути. Всем процессом руководили спец комендатуры, специально созданные для реализации этого акта геноцида. В этом деле опыт у них был большой. Это и Карлаг и Степлаг, и другие места ссылок, а также сосланные ранее корейцы, немцы, поляки, прибалты и др.

Программа по уничтожению вайнахов почти была решена в условиях ссылки; голод, холод, болезни, репрессии, довели до того, что к 1949 году из чеченцев и ингушей осталось только половина тех, кого привезли», - рассказывает Ахмет Мурадов. 

Многие из высланных оказались в Казахстане, где пустили свои корни. Прошли десятилетия, большинства из переживших ужасы той депортации уже нет среди живых, но их потомки помнят все тяготы, выпавшие на долю предков.

«А выжившие, и до сих пор благодарят Всевышнего, что Он их не лишил духа и разума и тех, кто им помог в тяжких испытаниях, таких же терпящих бедствие казахов, русских, украинцев, много-много других. Беда объединила всех, и сплотила в единую «нацию». «Нацию» борцов за жизнь и правду.

А правда в том, что Великая Степь, да и горы Киргизии видели и вынесли все тяготы тоталитарной системы сталинизма, голод, репрессии по целенаправленному уничтожению всех, кто хоть как-то мог адекватно оценить и ответить системе. Поэтому в нашей стране 31 мая День памяти жертв массовых политических репрессии. И еще в том, что Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев создал государственную комиссию по полной реабилитации жертв репрессий. 

Весь Советский период после восстановления ЧИАССР в 1957 году, все горные районы Чечни и Ингушетии были закрыты для возвращения. Именно поэтому, и в Казахстане, и в Киргизии остались те, кому была закрыта дорога к отчему дому. А сегодня так сложилось, что в Казахстане живых свидетелей событий 80-летней давности почти нет, но в казахской земле за эти 80 лет похоронен один вайнахский народ. Нет в Казахстане уголка, где не покоится чеченец или ингуш.

Могила – место сакральное, и потому, независимо от того, где живут вайнахи, они всегда говорят о своих родных, покоящихся в бескрайних степях Казахстана, с обращением ко Всевышнему о милости и милосердии, о мире и спокойствии, о благополучии стране и народу», - говорит собеседник. 

По словам Ахмета Мурадова, в независимом Казахстане выросло новое поколение чеченцев и ингушей, креативных, мотивированных, всесторонне развитых и достигших успехов во многих сферах, а также точно знающих, что их успехи стали возможны в условиях Казахстана.

Малика Галиева