Наценки на лекарства в Казахстане достигали 172% — данные госаудита


Государственный аудит выявил значительные наценки на лекарства в Казахстане. При бюджетных закупках цены были завышены на 35%, а на розничном рынке на 172%, передает Elordainfo.kz со ссылкой на Высшую аудиторскую палату РК.
В Казахстане завершился государственный аудит системы лекарственного обеспечения граждан. Результаты проверки на пленарном заседании Мажилиса Парламента РК презентовал председатель Высшей аудиторской палаты Алихан Смаилов.
Обеспечение доступности и надежности медикаментов для граждан является одной из важных задач государства. Однако два последовательных аудита 2024 и 2025 годов выявили ряд проблем на всех уровнях — от науки и производства до нормативного регулирования и организации выдачи лекарств населению.
Объем фармацевтического рынка в 2024 году составил 1,2 трлн тенге, при этом 84% рынка занято продукцией иностранного производства.
За 2022-2024 годы на финансирование медицинской науки выделено 58 млрд тенге, однако в стране до сих пор отсутствует система регистрации биомедицинских исследований и реестр клинических баз.
«Результативность научных разработок крайне низка. За последние 10 лет зарегистрировано всего 2 оригинальных отечественных препарата. Один из них не включен в Национальный лекарственный формуляр, хотя на его разработку потрачено более 4 млрд тенге», — отметил Алихан Смаилов.
Несмотря на преференции для фармацевтической отрасли в размере 148 млрд тенге за последние три года и долгосрочные закупочные договоры на 10 лет с отечественными производителями, ассортимент лекарств, поставляемых казахстанскими компаниями, сократился почти вдвое — с 968 до 507 наименований. При этом отечественные производители увеличивают выпуск простых медицинских изделий, а доля реально производимых в стране препаратов уменьшается.
Только 34 компании из более 200 смогли воспользоваться господдержкой в виде долгосрочных контрактов. Слабый контроль локализации производства и инвестиционных обязательств создаёт условия для злоупотреблений. Так, в 2024 году частная компания поставила государству 62 млн медперчаток на 8 млрд тенге. Однако объем и их характеристики совпадают с партией, которую компания закупила в тот же период из Таиланда.
«Здесь усматривается риск продажи зарубежной продукции под видом отечественной. Цены для государства были завышены вдвое. Подобные схемы не только искажают смысл политики импортозамещения, но и наносят прямой ущерб государству», — подчеркнул председатель ВАП.
Он также обратил внимание на риски при локализации производства. Некоторые компании используют дешевое и плохо очищенное сырье. Без должного контроля это может привести к появлению некачественной продукции на рынке. Например, закупленные на 3 млрд тенге препараты у одной из фирм были признаны непригодными к применению и списаны.
Аудит показал, что вывод новых лекарств на рынок занимает годы: для закупки через Единого дистрибьютора препарат должен пройти пять перечней. Из-за искусственных ограничений значительная часть закупок проводится у единственного поставщика, что приводит к завышению цен.
Система ценообразования не обеспечивает доступность и обоснованность стоимости лекарств. Наценки достигали 172% на рынке и 35% при бюджетных закупках.
«В рамках исполнения наших предписаний Минздравом внесены изменения в Правила ценообразования, пересмотрены регрессивные шкалы наценок», — сообщил Алихан Смаилов.
Он также указал на пробелы в действующем порядке экспертизы, регистрации и надзора. В 2024 году средний срок экспертизы составил 334 дня при нормативе в 210 дней. В отдельных случаях продолжительность доходила до 2,5 лет.
Аудиторы также считают, что инструменты фармаконадзора работают неэффективно: из почти 8 тыс. сообщений о побочных эффектах за 3 года изъят из обращения лишь один препарат.
Несвоевременные контракты и срывы графиков поставок нарушают непрерывность лечения. В 2022-2024 годах единый дистрибьютор задержал закупку 207 и не закупил 164 препарата для амбулаторной помощи. Поставка ряда препаратов осуществлялась поквартально вместо ежемесячно, что приводило к дефициту и вынуждало пациентов покупать лекарства за свой счет.
В 2024 году лишь 9% препаратов закуплены напрямую у производителей, а дистрибьютор систематически приобретал лекарства без сертификата «СТ-KZ» на сумму 258 млрд тенге за три года. Затраты на логистику выросли на 60%, достигнув 11 млрд тенге в 2024 году, что также сказывается на себестоимости препаратов.
Кроме того, аудит выявил более 67 тыс. случаев отпуска препаратов с истекающим сроком годности, что привело к непригодности и неэффективному расходованию средств. Также отмечены случаи назначения препаратов сверх потребности или не по протоколам лечения.
Цены на 15 самых дорогих лекарств в государственном и рыночном секторе отличались до 600%, что связано с незаконным списанием и последующей продажей препаратов, предназначенных для бесплатной амбулаторной помощи.
«Такие факты свидетельствуют о несостоятельности систем контроля выдачи и обращения лекарств», — подчеркнул Алихан Смаилов.
В системе здравоохранения Казахстана действует 1133 клинических протокола, из которых порядка 70% не пересматривались от 5 до 12 лет. Это приводит к оказанию медпомощи населению по устаревшим медтехнологиям.
По итогам аудитов выявлены финансовые нарушения на сумму 741 млн тенге, неэффективное использование средств на 32 млрд и потери с упущенной выгодой на 58 млрд тенге. Материалы по 134 случаям направлены для административного производства, по 5 — в правоохранительные органы.
«Результаты указывают на комплексные проблемы в сфере лекарственного обеспечения. По всем выявленным вопросам Правительству даны рекомендации, а Минздрав получил конкретные поручения. ВАП будет регулярно следить за тем, как продвигается решение этих проблем», — заключил Алихан Смаилов.



