00:00

Личный опыт: Почему казахстанцы выбирают Катон-Карагай местом для отдыха

18 августа, 2023
Елорда ақпарат Елорда ақпарат
Фото из личного архива героев

От Усть-Каменогорска до поселка Урыль не меньше шести часов езды на машине. Это одна из причин, которая пока мешает развитию туризма в этом направлении. Ехать сюда решаются те, кого не пугают дальние расстояния и бездорожье.

По прибытию на место нас ожидало размещение в пятиместные номера в гостинице, переоборудованной из здания старой школы и вкусный ужин с душистым белым хлебом и домашней сметаной.

После ужина мы прогулялись по территории гостевого дома, то и дело засматриваясь на величественные горы и густые леса, растянувшиеся вокруг поселка. Увиденное было настолько красиво и величественно, что захватывало дух.

Организатор тура Олжас родился в поселке Урыль и знает его окрестности как свои пять пальцев, поэтому лично знакомит гостей с достопримечательностями, лесными и горными тропами.

«Я понял, что просто отдохнуть в гостевом доме туристам мало, им нужно куда-то выезжать. Вначале я возил людей по окрестностям, затем все дальше и дальше. Раньше про Катон-Карагай мало кто знал. Поэтому я разработал маршруты разной сложности по самым красивым местам района: озерам, горам и другим достопримечательностям. Есть 7-дневные туры и по пять дней, а также мы организовали автотур и тур на лошадях. Наши места называют природной здравницей, потому что здесь есть не только леса, изобилующие лекарственными растениями, водоемы здесь тоже обладают исцеляющей силой. Например, Рахмановское озеро с радоновой водой дает живительную силу организму и помогает излечиться от многих заболеваний. А вода в горных ключах и водопадах очень чистая и вкусная. А еще Катон-Карагайский район - единственное место в Казахстане, где разводят маралов и получают ценное лекарственное сырье - панты, которые ценятся на мировом рынке из-за высокого содержания биологически активных веществ», - рассказал организатор туров по Катон-Карагаю.

Забравшись на возвышенность, при хорошей погоде можно увидеть гору Белуху. Для альпинистов – это желанный маршрут. Многие признаются, что, побывав там один раз, хочется возвращаться туда постоянно.

В этой части страны развитие туризма на начальной стадии. С одной стороны, это и хорошо, так как природа здесь осталась нетронутой, в первозданном виде, и туристы еще не успели оставить свой «след». Это-то и привлекает сюда ценителей чистого незагазованного воздуха, непротоптанных лесных троп и неизведанных горных переходов.

Одной из достопримечательностей края является Староавстрийская дорога, которая была построена пленными австрийцами во времена первой мировой войны. Ее использовали для переброски войск через горы, взамен объезда. То есть, если через Курчумский район на лошадях это занимало неделю, то по короткой дороге – один день. Поговаривают, что в строительстве этой дороги принимал участие дедушка Арнольда Шварцнеггера.

На второй день нашего тура мы на нескольких машинах выехали к этой местной достопримечательности. Зрелище было не для слабонервных, так как дорогой это было трудно назвать. По краю горы были выложены крупные булыжники, и нашу машину во время езды то и дело подбрасывало. А если учитывать, что слева от дороги была пропасть высотой 2000 метров над уровнем моря, то наше сердце то и дело уходило в пятки. Но красивейший водопад, который мы увидели на вершине горы, сгладил все наши негативные эмоции. Мы сделали прекрасные фотографии на вершинах гор Алтая, а после этого мы пешим ходом отправились на озеро Тихое в 7 км от деревни.

Дорога до озера пролегала по полям, горным тропам и водоемам. Туристам с маленькими детьми пришлось несладко, так как путь был неблизкий, более того, пришлось подниматься в гору. Одна пожилая женщина, оступившись на горной тропе, подвернула ногу. Но все же не прервала свой подъем и поднялась вместе с остальными туристами к озеру Тихому. На берегу красивейшего водоема мы провели небольшой̆ пикник и с закатом вернулись в гостиницу.

На следующий день мы отправились в Катон-Карагайский олений парк, где надеялись увидеть маралов. Но, к сожалению, наши надежды не оправдались и их отдаленные силуэты мы смогли разглядеть лишь в бинокль. Зато мы вдоволь насмотрелись на пасеки, расположенные на благоухающих полях, полюбовались на наскальные рисунки петроглифы и посетили знаменитые Берельские курганы.

На четвертый день нашего путешествия мы вновь поднялись в гору, к озеру Язевое. По дороге нам пришлось проехать по старому мосту через реку Бухтарма. Отдельно хотелось бы отметить бирюзовую воду в реке и качающийся висячий мост. Впечатление было просто потрясающим. Мы сделали массу красивых фотографий на фоне речки, моста и завораживающих видов природы этого благословенного края.

После обеда мы разбили палаточный лагерь и развели костер, который выполнял двойную функцию: с одной стороны мы готовили на нем обед и ужин, а с другой – он отпугивал многочисленных комаров, которые нещадно жалили нас, не обращая внимание на спреи и крема от москитов.

У нас собралась очень дружная и веселая команда, состоящая из 39 человек из разных уголков Казахстана. Вместе с нами в туре участвовали трое гидов: Айдар, Айдос и Инкар. Из колонок доносилась ритмичная музыка, и всем было весело от пьянящего воздуха и запаха елей и кедров, чьи иголки были мягкими и совершенно не кололись. А вокруг было так много земляники, что ее можно было есть горстями. Ночью мы собрались перед костром и познакомились. Многие рассказали о своих впечатлениях от поездки.

На пятый день нашего путешествия мы отправились на Рахмановские ключи, где также поставили лагерь. После того как мы установили палатки, пошли купаться. Вода в Рахмановском озере была немного прохладной. После бодрящего купания, мы окунулись в горячие радоновые ванны, температура воды в которых достигает 40 градусов. Находиться здесь можно не более 10 минут. После процедур часть группы поплыла на лодке до водопада Косы Вероники, а кто-то отправился в наш лагерь в лесу.

Вечером после ужина, приготовленного своими руками, мы рассказывали друг другу интересные истории из своей жизни и слушали откровения других участников тура.

Главное, что все были позитивно настроены и не обращали внимание на минусы в сервисе. А именно: слабую информационную подготовку гидов (хотелось бы, чтобы в транспорте, в котором совершаются экскурсии, работал микрофон, а гиды знали истории местных достопримечательностей, легенды), на отсутствие доски объявлений с распорядком мероприятий с указанием точного времени сбора и многих других мелочей.

И в тоже время, впечатление от увиденной первозданной природы сгладили негативные эмоции, связанные с отсутствием сервиса. А мы пообещали себе возвращаться сюда каждый год. Потому что кто один раз увидел эту красоту не может не вернуться сюда снова и снова.

Ведь у нас все только начинается. Будем надеяться, что с каждым годом туризм в Катон-Карагае будет развиваться. Потому что эту красоту лучше один раз увидеть, чем 100 раз восхищаться фотографиями или видео в интернете.