Более 16 млрд тенге за 5 лет потерял госбюджет из-за пересмотра школьных учебников


Высшая аудиторская палата провела аудит эффективности расходования средств, направленных на развитие среднего образования, результаты которого были обсуждены на заседании под председательством Алихана Смаилова, передает Elordainfo.kz.
Как показал аудит, который охватил период с 2019 года, количество школ в Казахстане продолжает расти: на 2023-2024 учебный год их было свыше 7,8 тыс. Также увеличивается число учащихся и преподавателей, что свидетельствует о расширении доступности образования. Финансирование системы среднего образования растет: с 1,3 трлн тенге в 2019 году до 4,8 трлн тенге в 2024 году, что подтверждает приоритетность этой сферы для государства.
Однако государственный аудит выявил ряд проблем, снижающих эффективность принимаемых мер. Член ВАП Нурлан Нуржанов сообщил, что проблемы касаются стратегического планирования, оценки качества образования, подготовки педагогов, их переподготовки, методологического обеспечения образовательного процесса и государственного контроля.

В ходе заседания председатель ВАП Алихан Смаилов акцентировал на этом особое внимание.
«Минпросвещения в первую очередь должно следить, чтобы принимаемые документы обеспечивали последовательность реформ. У нас за последние годы финансирование среднего образования более чем в 3 раза увеличилось. В этих условиях государство ожидает большей отдачи от принимаемых мер», — сказал Алихан Смаилов.
В формировании госзаказа на подготовку педагогов выявлены расхождения между прогнозами Министерства труда и реальными потребностями системы образования, что объясняется недостатками методологии расчета. Проблемой остается пост-курсовое сопровождение педагогов, которое ограничивается лишь семинарами и публикациями, вместо того чтобы помогать учителям применять новые знания на практике.
Реформы в области образовательных стандартов проводятся несистемно. Частые изменения в учебных планах привели к пересмотру уже выпущенных учебников, что вызвало неэффективные расходы. За последние 5 лет экономические потери из-за пересмотра учебников превысили 16 млрд тенге. Также выявлены недостатки в экспертизе и мониторинге качества учебников, так как за 5 лет критерии оценки менялись 12 раз.

Кроме того, в стране функционируют 66 школ без лицензии, включая государственные. Низкий процент успешного прохождения аттестации — лишь 18,2% школ — также указывает на наличие системных проблем в образовательных учреждениях.
Государственным аудитом установлено:
- финансовых нарушений на сумму 1,1 млрд тенге;
- неэффективное планирование средств и ресурсов — 62,4 млрд тенге;
- неэффективное использование — 3,2 млрд тенге.