00:00
Астана -10oC
USD:
473.29
EUR:
512.81
RUB:
5.47
Поиск

Берег надежды и счастья

Берег надежды и счастья
Фото: google.com

Праздник благодарности самый молодой в нашей стране, и он стал одним из самых любимых. Ибо в нём многолетняя и незабвенная память народов, ставших побратимами нынешних потомков вековых кочевников на древней земле Великой казахской Степи. Да, эти слагаемые земли мудрого Абая пишутся с большой заглавной буквы, ибо нет других возвышающих эпитетов, которые могли бы иначе представить нашу прекрасную страну в Центральной Азии. Она воспета в прозе и поэзии, в одах, симфониях и песнях! Пример тому книга «Берег надежды и счастья», изданная в минувшие годы в столичном издательстве. Мне, автору, она очень дорога тем, что в ней история старшего поколения дальневосточных корейцев, в далеком 1937-м году в одночасье депортированных, зло и насильно выметенных с теплых насиженных мест. За что? А за что выселяли саратовских немцев из г.Энгельса, кавказских вайнахов – чеченцев и ингушей, турков-месхетинцев с грузинской, поляков с украинской земель и т.д.? – В двух словах за «политическую неблагонадежность» …

В нашей книге о береге надежды корейские старожилы и патриархи (их более полусотни, к большой печали многие из них на вечном покое) поведали, как начиналась их «новая» жизнь на неведомых ранее степных просторах и как она сложилась в дальнейшем: «Тогда, в 1937-м году, сорванные с тихоокеанской морской кромки, берегов Амура, Уссури, Аргуни, корейцев прибило совсем к другим казахстанским широтам – берегам Балхаша, рекам Или, Каратал, Сыр-Дарья на юге республики, Ишим, Тобол, Иртыш на севере. То были берега надежды отчаявшегося народа. Обрели они здесь жизненное счастье, свою благодатную обитель? – Да! Казахская, воистину великая Степь стала теплой, родной колыбелью и следующим поколениям гонимого корейского народа». В книге не раз звучит казахское слово «жеруйик» - в переводе земля обетованная, счастливая. Не о том ли та поговорка, наказ «кого благодарить»? Конечно, бесспорно, и исчерпывающе, благодарно и с нижайшим поклоном - эту благодатную землю, её благородный, бескорыстный казахский народ!

Через три года исполнится 90 лет жизни корейцев на обширных казахстанских просторах. Каков был их многолетний путь за этот период? Ответ будет таким же обширным и многозначным. Но его можно обозначить теми вехами, эпохами, которые в судьбе и советской страны, и в жизни нашей республики. Великая Отечественная война, в её далеком казахстанском тылу корейский народ прилагал все усилия на трудовом фронте для великой Победы. Послевоенная пора ознаменовалась новым светом надежды, когда после сталинской кончины бывшим дальневосточникам и их детям раскрылись подлинная свобода в разных сферах жизни, молодежь стала учиться во многих вузах советской страны. Кстати, отметить такой факт: в 70-80-е годы прошлого века уровень высшего образования казахстанских корейцев был почти в два раза выше, чем в целом по советской стране. Корейцы вливались в ряды признанных ученых, развитие происходило в науке, культуре, искусстве, спорте и т.д.    Всюду люди трудились самоотверженно, с полной отдачей сил. Примеров тому немало, один из них таков: два года назад молодой московский журналист Д.Шин издал книгу (впервые) «Советские корейцы – Герои социалистического труда». В ней такая цифирь: в СССР звездой Героя было награждено 206 корейцев, из них 67 – казахстанских, большинство из них из южных областей. И в этой истории есть один изумительно яркий случай. Известно, что рисоводческая отрасль в Казахстане впервые начиналась в кызылординской сторонке, в урочищах реки Сыр-Дарьи, в которых обитали депортированные корейцы. И вот в ряду знаменитых орденоносных рисоводов есть имя казахского труженика – Ибрай Жахаев. Он стал дважды (!) Героем социалистического труда за свои рекорды на ниве «белого золота». К слову сказать, что на этой стезе крепло не только трудовое содружество, но, прежде всего межнациональное единство, братская дружба людей двух наций. 

О подлинном интернационализме свидетельствуют многие факты из истории корейцев. Два года назад в селе Новокубанка Шортандинского района было волнующее событие – открытие памятника Кан Де Хану, Герою социалистического труда, ветерану-председателю колхоза «18 лет Казахстана», который он возглавлял более тридцати лет. Говоря современным сленгом, в чем его фишка? А она в том, что когда-то, давним давно, он, принимая захудалое, безнадежно отсталое хозяйство, на первом собрании попросил называть его Дмитрием Хасеновичем, по инициалам первых букв (т.е. имя русское, отчество казахское). Он остался в памяти любимцем народа, легендой в истории казахстанских корейцев. Колхоз славился своими трудовыми достижениями в масштабе республики, но, прежде всего, дружным многонациональным составом, сплоченным, благодарным казахской земле, местным уроженцам за их открытость души, искренность и благородство. В памяти сельчан мудрое кредо председателя: берегите всё, что преподнесла здесь нам судьба – их уважение нас, готовность всегда оказывать помощь и всемерную поддержку в трудную минуту. И передавайте эту благодарность, как трепетную эстафету, своим детям, внукам, это главное и святое в нашей жизни. То памятное событие было посвящено 110-летию со дня рождения Д.Х.Кана. 

О достойном признании наших соотечественников старшего поколения говорит событие, произошедшее в мае прошлого года и совпавшее с вековой датой. Оно было посвящено установлению мемориальной доски на фасаде столичной медицинской академии. На ней запечатлен Гилен Васильевич Цой, Почетный академик отечественной и европейской (Ганновер) академий. В далекие 60-е годы прошлого века был инициатором открытия в Целинограде медицинского ВУЗа, впоследствии ставший ветераном медицинской академии.  Еще одно высокое его звание Цой Г.В. – Почетный гражданин нашей молодой столицы. Историю свой жизни и трудов на ниве здравоохранения он запечатлел в мемуарной летописи «Линия судьбы». На её первой странице такие строки, слова, которые звучат как высокое моральное кредо, неподкупная искренность исповеди, глубоко душевная дань благодарности: «Всем, чего я достиг в жизни – тем я обязан Казахстану. Скажу, что он для меня не просто место моего географического проживания, а вторая Родина».

Наступивший 2024-й год знаменательный для столичного этнообъединения корейцев (ЭКО), ему исполняется 35 лет. Чем показателен пройденный этап, как кратко можно выразить его путь, если он был пронизан целевой устремленностью к обретению своей подлинной национальной идентичности, познанию корневых родовых истоков, возвращению полузабытых мудрых народных традиций, обрядов, ритуалов, культурного наследия и т.д. Напрашивается образный, яркий, лучезарный ответ: он состоялся, наш долгожданный, вожделенный корейский Ренессанс! Возрождение произошло и продолжает утверждаться во многих аспектах духовного бытия, культуры, общественного сознания корейских соотечественников.

За три с половиной десятилетия корейская община столицы добилась многого. Сегодня она на лидирующих позициях среди национальных центров: стремлении в межнациональной консолидации, в постижени родного материнского языка, славится талантами в художественной самодеятельности, звонкоголосый хор «Ченрю», танцевальный ансамбль «Мисон» заслужили звание Народный. Активна и плодотворна деятельность молодежного крыла по многим направлениям, большой заботой, вниманием и поддержкой окружено общество ветеранов труда и старожилов. Наше ЭКО показывает яркий пример самодеятельного творчества, оно получило высокую оценку на фестивале культуры зарубежных корейцев в южнокорейской столице Сеуле. Но своеобразное признание городская диаспора получила от столичного акимата, назвавшая её блестящим корейским брендом. Хор «Ченрю» блещет не только своими национальными песнями, но и покоряет зрительные залы, украшает различные культурно-массовые мероприятия города великолепным исполнением казахского песенного репертуара. А в минувшем году дуэт из Людмилы Тян и Алексея Ли удивил, изумил не только знатоков и любителей казахского песенного искусства, но и серьезное беспристрастное жюри. Они стали бесспорными победителями столичного конкурса в двух номинациях – «Супер аже» и «Супер ата», исполнив душевные, пронзительно волнующие, на безукоризненном государственном языке, песни о самых дорогих людях в жизни человека. Они о любви, призыве нести в душе и сердце верность родной земле, о людях, дорожащих своим званием – я казахстанец.

Здравствуй, - скажем мы первого марта, – День благодарности! Ты навеваешь нам звонкие строки из стиха поэта-современника «Земля Казахстана». Они от имени первого поколения депортированного народа, о том, как вероломно он был выброшен со своих ьерегов в 1937 году, какие лишения и невзгоды претерпел в этой беде. И как он выжил в этой страшной круговерти, как она была потоплена у казахстанских берегов надежды. Завершающий куплет высоко одухотворенный, пронизанный безмерной, страстной благодарностью: «Бывало, вспомнишь про былое, и вновь прильнешь к земле, груди твоей. Не мачехой, а матерью ты стала, для нас, лишенных Родины своей!». 

Да здравствует земля Казахстана!

Сон Владимир Ефимович, член Совета старейшин-аксакалов АНК г. Астаны, член Союза журналистов Республики Казахстан.