Улучшить качество оказания услуг для автоперевозчиков на границе поручил Токаев

8 сентября, 2025
Багдат Хасенова Багдат Хасенова
Улучшить качество оказания услуг для автоперевозчиков на границе поручил Токаев
Фото: пресс-служба КГД

Глава государства Касым-Жомарт Токаев в своем новом Послании народу страны «Казахстан в эпоху искусственного интеллекта: актуальные задачи и их решения через цифровую трансформацию» обозначил необходимость выстраивания новой модели управления транспортной системой, окупающей государственные инвестиции, передает Elordainfo.kz со ссылкой на пресс-службу Президента РК.

Глава государства констатировал, что необходимо и дальше развивать транспортно-логистическую сферу. Наша страна является важнейшим звеном между Европой и Азией. Так, за прошлый год объем перевозок грузов по нашей территории превысил 1 миллиард тонн.

«Вместе с тем имеются значительные резервы для расширения транзитного потенциала страны. Коридор Север – Юг открывает прямой доступ к рынкам стран Персидского залива и Южной Азии. А коридор Восток – Запад и глобальная китайская инициатива «Один пояс, один путь» усиливают роль Казахстана как основного сухопутного моста Евразии.

Ключевое значение для Казахстана также имеет развитие Транскаспийского транспортного маршрута. Все эти маршруты должны работать как единая система, принося нашей стране ощутимый доход и новые инвестиции в инфраструктуру, а также создавая качественные рабочие места», – детализировал он.

Следует широко внедрять цифровые решения, без чего не добиться никакой эффективности.

Надо предметно заниматься вопросами региональной транспортной связанности. Для Казахстана как крупной транзитной территории данное направление имеет особое значение.

«Недавно удалось направить первую партию зерна во Вьетнам через китайский порт Ляньюньган, планируется строительство железной дороги по маршруту Тургунди – Герат в Афганистане с перспективой выхода на рынок Пакистана. Но этим возможности открытия новых транспортных маршрутов и новых рынков не ограничиваются, впереди много работы.

Вместе с тем глобальная конкуренция за транзит усиливается, предлагаются более дешевые альтернативные направления и решения. Для наращивания объемов транзитных перевозок необходимо действовать на опережение.

Хотел бы еще раз напомнить, что для модернизации инфраструктуры и обеспечения конкурентоспособности в транспортно-транзитной сфере необходимо в полной мере задействовать возможности цифровых технологий и искусственного интеллекта», – сказал Токаев.

В текущем году будет завершено строительство второй железнодорожной ветки Достык – Мойынты протяженностью 836 километров. Данный проект, реализованный собственными силами в кратчайшие сроки, имеет особое значение. Он позволит значительно увеличить пропускную способность маршрута Восток – Запад.

По словам Главы государства, нельзя останавливаться на достигнутом. Правительству следует обеспечить своевременную реализацию таких проектов, как Бахты – Аягоз, Кызылжар – Мойынты. Их запуск завершит формирование каркаса железнодорожной инфраструктуры.

«Также необходимо развивать автомобильные магистрали в рамках ключевых коридоров. На сегодня по всей стране строятся и ремонтируются 13 тысяч километров автодорог. При этом необходимо приоритетное внимание уделять транзитным коридорам. Следует ускорить строительство дороги Саксаул – Бейнеу, которая позволит сократить почти на треть сроки транзита из Китая в Европу по территории Казахстана», – отметил он.

Наряду с этим следует выстроить новую модель управления транспортной системой, при которой она будет окупать государственные инвестиции.

Мощный импульс необходимо придать контейнерным перевозкам, доля которых в стране по-прежнему крайне низкая – всего около 7%. Для сравнения, в мире на контейнерные перевозки приходится более 16% сухих грузов. Правительству нужно принять специальную Программу, направленную на стимулирование контейнерных перевозок. В ней также должны быть предусмотрены действенные меры по развитию мультимодальных маршрутов, распорядился Президент.

«В повышении конкурентоспособности и увеличении внутренних перевозок ключевую роль играет рациональная, понятная тарифная политика. Существующая система тарифообразования фрагментарная и недостаточно гибкая. Правительству до конца текущего года следует разработать конкурентную тарифную политику с учетом всех видов транспорта.

От грузоперевозчиков поступают многочисленные жалобы на затянутость всех процессов. Фактически каждую услугу им приходится оформлять через разные цифровые системы, а где-то даже по-старинке бегать с бумажками. Еще большее возмущение вызывает отсутствие качественного доступа к Интернету на некоторых пограничных и таможенных постах. Необходимо срочно выправлять ситуацию.

Поручаю также ускорить внедрение многофункциональной цифровой платформы управления перевозками с применением искусственного интеллекта. До конца октября требуется запустить единую цифровую систему таможенных и логистических услуг Smart Cargo. Эта система обеспечит частным компаниям равный автоматизированный доступ к инфраструктуре», – подчеркнул Токаев.

Ведется работа по модернизации пограничных пунктов пропуска. В этом году будут полностью введены в строй 8 пунктов пропуска. В ближайшие 3 года будут реконструированы еще 34 пункта. Это очень масштабная и значимая работа, поскольку многие пограничные пропускные пункты не выдерживают никакой критики, не соответствуют современным стандартам и негативно влияют на имидж нашей страны.

«Поручаю Правительству и акиматам улучшить качество оказания услуг для автоперевозчиков на границе. Большое значение имеет обеспечение на всей территории страны беспрепятственных перевозок. Необходимо создать все условия для транзита грузоперевозок по принципу «зеленого коридора», – заключил Президент.