00:00
Астана -10oC
USD:
473.29
EUR:
512.81
RUB:
5.47
Поиск

Реформы в Казахстане окажут влияние на отношения с соседними странами - Рустем Мустафин

29 ноября, 2023
Елорда ақпарат Елорда ақпарат
Реформы в Казахстане окажут влияние на отношения с соседними странами - Рустем Мустафин
Коллаж Elorda.info

- Какой характер носят реформы, проводимые в Казахстане. Были ли они предсказуемыми? 

- Что такое реформы простыми словами? Это принятие мер для улучшения и повышения эффективности и функциональности системы. Структура управления и политическая система государства определяют, будут ли реформы исходить от одного источника, например, от Президента, или от нескольких источников, включая Парламент. 

С момента обретения независимости в Казахстане выстраивалась строгая иерархия государственной власти. Реформы, обозначаемые в программах развития, исходили от Президента и его администрации. Программ и программных документов было много, например: «Казахстан-2030», «Казахстан-2050», «ГПФИИР», «Рухани жаңғыру», «Социальная модернизация Казахстана: «Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» и другие. Соответственно, можно утверждать, что Казахстан живет и развивается в состоянии перманентных реформ. В данном случае продолжение реформ было предсказуемым и естественным. 

И все же, характер реформ, проводимых в нынешний период, имеет ряд отличий. 

Во-первых, эти реформы осуществляются на фоне твердого понимания, что они необходимы и должны отвечать интересам народа и страны в целом. Глава государства подчеркивает это с момента вступления в должность. Идея достижения «справедливости» проходит сквозь все его выступления и следующие за ними действия.

Во-вторых, они не преследует сверхамбициозных и размытых целей, а определяют менее масштабные, но вполне конкретные и достижимые результаты. Такой подход к реформам учитывает практическую значимость изменений. Определение конкретных результатов позволяет улучшить текущее состояние системы и достигать прогресса поэтапно, постепенно накапливая успешные реформы для общего блага. 

В-третьих, история конечно же покажет, но мы можем лишь предполагать, что принцип «сначала политика, потом экономика», используемый как порядок и последовательность проведения реформ, оказался более целесообразным. Речь идет о том, что в Казахстане на первом этапе были реализованы масштабные реформы в политической системе, то есть сформирован базис, а 1 сентября 2023 году Глава государства обозначил контуры дальнейшего экономического развития, которое и будет осуществляться на политическом базисе. 

Вместе с тем, важно не попасть в так называемую ловушку «реформомании», когда власть начинает чрезмерно увлекаться реформированием всех сфер общественной жизни, даже если они необоснованны. Это, в свою очередь, приводит к противоположному эффекту, или нулевому, что является слишком высокой ценой, как для бюджета и государства, так и жизни целого поколения людей. 

 

- Как Вы относитесь к появлению многопартийности и самовыдвиженцев?

- Многопартийность, хоть и условная, существовала и раньше, но ее особенностью было то, что сама власть формировала партии. Обращаясь к теории, необходимо отметить, что в демократических системах именно партии формируют власть. Они должны конкурировать между собой за право управлять страной. Многопартийность способствует увеличению разнообразия идеологий, точек зрения и политических предложений, в том числе, реформ, что естественным образом обогащает демократический дискурс. Такое разнообразие часто коррелирует с повышением активности и вовлеченности граждан в политический процесс, позволяя услышать и учесть их мнения.

При этом могут возникать и определенные проблемы: фрагментация голосов, формирование коалиционных правительств и невозможность достижения стабильного большинства. Иногда, наличие чрезмерного количества партий может ослабить процесс принятия решений, препятствуя оперативному проведению политики и потенциально приводя к тупиковой ситуации в управлении.

Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев инициировал ряд реформ, в том числе, связанных с трансформацией избирательного процесса. В частности, по итогам прошедших 19 марта 2023 года выборов в Мажилис Парламента РК, 70% депутатов были избраны по партийным спискам, а 30% – по одномандатным округам. По смешанной избирательной системе отныне проводятся и выборы в маслихаты областей и городов республиканского значения, а районные маслихаты по всей стране теперь полностью формируются по одномандатным округам.

Данные политические и организационные изменения представляют собой абсолютно новый опыт для Казахстана. Обычно, эффект от реформ заметен не сразу, а спустя несколько лет. Соответственно, как эти изменения отразятся на наших жизнях, покажет лишь время. Важно, чтобы партии вели активную деятельность постоянно, особенно в период между выборами, а не только во время выборов.

 

- Как реформы отражаются на взаимоотношениях между странами Центральной Азии (Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан)?

- В теории международных отношений существует такая концепция, как «эффект распространения» или «трансграничное воздействие». В соответствии с ней, события или процессы, происходящие в одной стране, оказывают влияние на соседние государства или регионы. Особенно, если мы говорим о влиянии процессов, происходящих в наиболее крупном и влиятельном государстве региона. Кризисы или прогресс в нем могут оказать влияние на общие стабильность и развитие. 

Укрепление и развитие отношений со странами Центральной Азии является одним из приоритетов внешней политики Казахстана. Государства региона связаны не только историческим прошлым, но и совместным стремлением к формированию общего безопасного и предсказуемого будущего. 

Если обратить внимание на международную повестку дня, то становится очевидным, что Казахстан становится неотделимым от региона. К примеру, ряд глобальных игроков использует не только двусторонние форматы взаимодействия со странами Центральной Азии, но и гибридные и многосторонние. Закрепляется формат «С5+1», когда происходят встречи влиятельного актора (1), не входящего в регион, с пятью центральноазиатскими государствами одновременно (С5). К примеру, 19 мая 2023 года на высшем уровне состоялся первый Саммит «Китай–Центральная Азия». 2 июня в городе Чолпон-Ата в Кыргызстане прошел Саммит «ЦА – ЕС». 20 сентября на полях Генеральной Ассамблеи ООН лидеры C5 встретились с президентом США Джо Байденом. 29 сентября уже в Берлине состоялась встреча «пятерки» с канцлером ФРГ Олафом Шольцем.

По итогам 2022 г. ВВП Казахстана составил 220,62 млрд долларов США, Узбекистана – 80,4 млрд, Туркменистана – 36,2 млрд, Кыргызстана – 10,9 млрд, Таджикистана – 10,5 млрд. Казахстан на севере граничит с Россией, чей ВВП в 2022 г. составил 2,24 трлн долларов США, а на востоке с Китаем, чей ВВП достиг 17,96 трлн. 

Учитывая эти факторы, и то, что Казахстан является крупнейшим, как территориально, так и экономически государством в Центральной Азии, предполагается, что реформы, проводимые Президентом Касым-Жомартом Токаевым, естественным образом окажут влияние на динамику и характер отношений с соседними по региону странами.

 

- Какие основные направления улучшения взаимодействия между центральноазиатскими государствами Вы могли бы отметить? Насколько они эффективны?

- Отвечая на данный вопрос, хотел бы остановиться на одном направлении, играющим экзистенциальное значение для Казахстана – это сотрудничество в области обеспечения водной безопасности. Проблемы, связанные с водными ресурсами, охватывают не только доступ к воде, но и устойчивое, рациональное использование рек для сельского хозяйства, энергетики, транспорта и сохранения экосистем. 

Обратимся к фактам. В Казахстане наблюдается острый дефицит пресной и питьевой воды, который по прогнозам экспертов будет лишь расти. Согласно данным Всемирного банка, в республике уже к 2030 году ожидается сокращение объема доступных водных ресурсов с 90 кубических километров в год до 76 кубических километров. Страна столкнется с дефицитом воды примерно в размере 12–15 кубических километров в год. 

По данным Центра стратегических инициатив, 44% стока воды, поступающей в Казахстан, формируется за пределами страны в смежных территориях. Следовательно, количество и качество этой воды зависят напрямую от граничащих с нашей Республикой стран. Коэффициент зависимости Казахстана от трансграничных водных ресурсов составляет 46%. Дефицит водных ресурсов представляет фундаментальный вызов для экономики и жизни населения в целом.

В свою очередь, отечественная экономика зависит на 95% от речных ресурсов. В данном контексте Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан становятся одними из ключевых акторов в вопросе обеспечения водой Казахстана и поддержании экономической устойчивости страны.

Реформы не будут эффективными, если не будет воды, и данный вопрос не должен стать причиной ухудшения отношений между странами.

Малика Галиева