Мы находимся на верном пути постепенных эволюционных изменений - Айдар Амребаев
"Центральной идеей референдума является проведение конституционных изменений в стране, которые определяют характер всего политического режима, особенно взаимодействие власти и общества. Все помнят, каковы были общественные умонастроения после известных январских событий. В тот момент общество ожидало кардинальных изменений в социально-экономической и политической сфере. «Косметические преобразования», имевшие место в прежние времена уже не удовлетворяли широкие слои населения. И отрадно, что Касым-Жомарт Токаев взял на себя политическую ответственность и предложил постепенный переход от суперпрезидентской системы к более гармоничной системе взаимодействия общества и власти. Эта идея нашла воплощение сначала в концепции «слышащего государства», а затем стала постепенно претворяться в жизнь рядом пакетов политических реформ Президента Токаева. Кульминацией этого пакета реформ стали предложения по изменению Конституции страны, которые были озвучены в марте 2022 года в Послании Президента народу Казахстана. Данные предложения достаточно широко обсуждались экспертами и общественными активистами, что в конечном итоге было поддержано избирателями на Референдуме 5 июня", - отметил спикер.
Центральной темой стал переход от суперпрезидентской системы централизованной власти к более сбалансированной системе сдержек и противовесов по формуле: «сильный президент - влиятельный парламент - подотчетное правительство».
"Главными поддерживающими опорами данной конструкции стали: сильная президентская вертикаль, избираемая на один срок в 7 лет, закрепленная в Конституции Казахстана, беспартийный статус Президента, ограниченное влияние Главы государства на состав Парламента. Парламент страны избирается по пропорционально-мажоритарной системе 70 на 30, местные представительные органы власти - Маслихаты избираются по схожей схеме 50 на 50 процентов мест, при этом предоставляется широкая возможность политической конкуренции через расширенное партийное представительство, самовыдвиженцев и представителей других общественных организаций. Состав Правительства определяется победившими партиями, поэтому мы наблюдали нетипичную прежде подотчетность государственных чиновников Правительства перед депутатами Парламента", - добавил политолог.
Одной из принципиальных новаций Конституции было воссоздание Конституционного суда, который позволяет гражданам более эффективно защищать свои права. Это один из важных моментов, символизирующих собой реальное проведение политической модернизации, отвечающей актуальным чаяниям и заботам граждан.
«Важным символическим моментом конституционных изменений явилась ликвидация исключительного статуса первого президента. Тем самым конституционная система обрела нормальный облик, без исключений и особых привилегий отдельному лицу», - сказал спикер. Политолог напомнил, что свое недовольство исключительными привилегиями первого президента общество выразило во время январских событий. «Поэтому действующий Президент Казахстана высказался также против того, чтобы его ближайшие родственники занимали руководящие должности на государственной службе или в квазигосударственном секторе».
Своим выходом из состава партии власти, Президент дистанциировался от административного давления на ход политического процесса в целом.
"На данный момент мы имеем дело с беспартийным Президентом, который находится вне идеологической борьбы и над схваткой различных партийных групп. На период президентства он выходит из состава партий и является независимым, суверенным арбитром. Это в свою очередь стимулировало активную конкуренцию на партийно-политическом поле. Мы видели, что во время выборов в Мажилис парламента участвовали две новые зарегистрированные партии», - продолжил политолог.
Спикер отметил, что смешанная пропорционально-мажоритарная выборная система также значительно оживила избирательный процесс, хотя и не в полной мере, как ожидалось, поскольку административный ресурс отечественной бюрократии пока достаточно крепок и не намерен сдаваться.
"Однако этот шаг создал возможность и стимул гражданским активистам принять самое деятельное участие в политическом процессе. Во время электоральной кампании мы наблюдали различные альтернативные избирательные платформы, жаркие дискуссии в социальных сетях, дебаты на телевидении, судебные иски, коалиционные сговоры и пр. Парламент обрел необходимые черты институциональной площадки для обсуждения актуальных общественных проблем, что составляет суть парламентской демократии. Понятно, что кто-то может возразить, что госорганам удалось сохранить свои доминирующие позиции. Но демократия – это процесс, а не окончательный итог. Это процесс высвобождения социальной энергии на позитивные созидательные шаги по проектированию нового, более справедливого Казахстана. И в этом большое значение сыграли принятые на Референдуме Конституционные изменения. Думается, что постепенно наша политическая система обретет должные черты и зрелые демократические формы. А это требует и времени, и определенной консолидации государства и гражданского общества", - добавил спикер.
С точки зрения политолога, мы находимся на верном пути постепенных эволюционных изменений.
"Некоторые горячие головы могут предложить какие-то радикальные, кардинальные меры здесь и сейчас. Но в условиях серьезной международной турбулентности, когда возникает очень много внешних вызовов и рисков, нужны постепенные, эволюционные, выверенные шаги, укрепляющие функциональную силу нашей государственности. В этом плане конституционный референдум символизировал собой правовой, институциональный подход к этому вопросу, без каких-то резких изменений, которые могли бы расшатать вертикаль власти», - отметил спикер.
Он добавил, что Президенту удалось сохранить управляемость системы и осуществлять системные, планомерные шаги в плане модернизации политической системы Казахстана.
«Президент основной упор в своих реформах делает на модернизацию системы управления на местном уровне, предложив усилить роль маслихатов. Ныне Президент предлагает кандидатуру акимов на альтернативной основе. Должно быть не менее двух кандидатур, которые выступают со своими программами, и маслихат утверждает ту или иную кандидатуру. Это с моей точки зрения очень важный момент, потому что маслихат становится более независимым и влиятельным органом, который не просто подтверждает решение акимов, а имеет свою консолидированную позицию и, часто высказывает критическую точку зрения. Сегодня на повестке дня институциональное разграничение функций государственного и местного самоуправления. В развитых государствах мира выборы в местные представительные органы проходят зачастую интереснее и активнее, чем в центральные органы власти, поскольку рядового обывателя всегда интересует как будет развиваться его реальная жизнь в конкретном районе или городе, насколько комфортными будут его условия существования. Теперь и у нас этот тренд набирает силу. В целом, у государства прослеживается усиление акцента на местную региональную политику. Тем более прошедший год показал, что существует ряд острых нерешенных вопросов на региональном уровне. Взять хотя бы «зимние проблемы Экибастуза» или пожары в области Абай этим летом, когда общественное внимание было особенно обращено критике деятельности местных органов власти. И здесь маслихаты, люди, избранные на местах, хорошо знающие местную специфику и особенности, способны повлиять на ситуацию в том или ином регионе. Таким образом, гражданское общество получает в свои руки определенный инструмент влияния на политику. Это тоже достаточно важный момент, когда государство не полностью регулирует политические процессы из властного Олимпа в центре, а оперативно реагирует на волнующие общество на местах проблемы при непосредственном участии гражданских активистов», - резюмировал спикер.