00:00
Астана -10oC
Поиск KZ

Утрата критического мышления: Преподаватель вуза рассказала о рисках использования ИИ

Сегодня, 08:33
Санжар Ташибай Санжар Ташибай
Утрата критического мышления: Преподаватель вуза рассказала о рисках использования ИИ
Фотоиллюстрация: ИИ freepik.com

В современную эпоху цифровизации инновационные технологии активно интегрируются в процесс получения высшего образования. Преподаватель столичного университета поделилась своим подходом к использованию цифровых технологий в образовательном процессе, передает Elordainfo.kz.

Использование искусственного интеллекта и других инновационных решений становится не только трендом, но и необходимостью для повышения качества и эффективности обучения студентов.  

Астанчанка Анастасия Емцова работает в сфере высшего образования почти 7 лет.

Фото предоставлено Анастасией Емцовой

Преподаватель столичного вуза активно использует в преподавательской деятельности различные цифровые технологии, которые значительно упрощают доступ к информации и рабочий процесс. Анастасия считает, что инновационные технологии — это отличный инструмент, который способен сделать учебный процесс более доступным, увлекательным и насыщенным.

Педагог использует сервис Canva, в котором создает интерактивные презентации с игровыми элементами по теме занятия. Подобные презентации значительно лучше запоминаются студентами. Так учебный процесс становится более эффективным.

Также, для того, чтобы повысить вовлеченность обучающихся, преподаватель проводит онлайн-викторины с помощью различных мобильных приложений , в ходе которых учащиеся наглядно демонстрируют свои знания.

«Викторина рождает стремление победить. В нашей природе заложено желание быть лучше остальных, и это очень сильно подогревает интерес к теме занятия. В создании викторин я использую приложение Kahoot. Это занимает немного времени, но при этом успешно помогает привлечь внимание студентов к учебному процессу»,— рассказала преподаватель.

Более того, Анастасия предлагает ученикам размещать свои работы в социальных сетях, где они могут получить обратную связь и глубже изучить тему своего исследования. 

Несмотря на все преимущества, педагог всегда напоминает о рисках, связанных с неконтролируемым использованием искусственного интеллекта. Его основная угроза — утрата критического мышления.  

«Почему нельзя использовать искусственный интеллект вместо самостоятельного мышления?

Искусственный интеллект быстро находит необходимую информацию, но если ни перепроверять, ни анализировать её самостоятельно, критическое мышление будет притупляться. Раньше, чтобы найти ответ на вопрос, люди шли в библиотеку, изучали десятки материалов и структурировали все знания в голове. Это формировало определенный каркас мышления. Сейчас, когда ответ доступен в один клик, есть риск остановиться в развитии», — отмечает преподаватель.  

Педагог считает, что ключ к качественному обучению — это баланс. Новые технологии должны быть лишь инструментом, а не заменой самостоятельной работы.  

Анастасия также отмечает, что некоторые студенты используют технологии исключительно ради оценки, а не знаний. Это снижает эффективность обучения до минимума. Студентам важно понимать, что их главная цель — это не оценки, а знания, которые в дальнейшем пригодятся в профессиональной деятельности.  

Искусственный интеллект и другие инновационные инструменты могут ускорить процесс обучения и сделать его более интересным, но основным критерием овладения знаниями по-прежнему является осмысленное изучение учебного материала.