Как в столице обеспечивают гармоничный переход от детского сада к начальной школе
В Астане активно реализуется комплекс мероприятий, направленных на подготовку детей дошкольного возраста к начальному обучению. Проект включает несколько направлений, способствующих улучшению взаимодействия между педагогами различных образовательных этапов и созданию комфортных условий для адаптации детей к школьной жизни, сообщает Elordainfo.kz.
Одним из важных шагов в реализации проекта является создание «Образовательных округов», в рамках которых детские сады прикрепляются к близлежащим школам. Это способствует укреплению связи между образовательными учреждениями и помогает обеспечить плавный переход детей из детского сада в школу.
Ключевым элементом программы является подпроект «Педагогикалық SABAQTASTYQ», который проводится ежегодно в январе и феврале. Главная цель — выстроить целостную систему подготовки детей к школе, обеспечив согласованность целей и задач дошкольного образования и начальной школы. В дошкольном образовании особое внимание уделяется развитию познавательных, коммуникативных и социальных навыков, которые служат основой для успешного обучения в школе.
Эксперты в области дошкольного образования отмечают актуальность подпроекта по развитию педагогической преемственности «Педагогикалық SABAQTASTYQ». В рамках него в столице организована серия семинаров с участием воспитателей детских садов и учителей начальных классов, направленная на развитие их взаимодействия.
В рамках проекта «Педагогикалық SABAQTASTYQ» с 20 по 24 января во всех детских садах города проходит единый семинар «Балаларды мектепке бейімдеу».
В мероприятии принимают участие заместители директоров школ по начальным классам и учителя 4-х классов, которые в будущем 2025-2026 учебном году примут их в 1-ом классе. В ходе семинара будущие первоклассники познакомятся с будущими учителями, а также продемонстрируют свои достижения, навыки и умения, приобретенные в детском саду.
Учителя начальных классов обсудят с воспитателями детских садов эффективные методы адаптации детей к школьной жизни, учитывая их знания и потребности. Это мероприятие направлено на укрепление связей между детским садом и школой.
К примеру, в столице укрепляется сотрудничество между ясли-садом №37«Арман» и школой-лицеем № 38 имени Алимхана Ермекова.
«Наша задача — создать систему, где детский сад и школа работают как единый образовательный процесс. Для достижения этой цели важно наладить тесное взаимодействие между воспитателями детских садов и учителями начальных классов», — отметила заведующая ясли-садом №37 «Арман» Айгуль Софиева.
В рамках подпроекта организуются совместные методические совещания, консультации, открытые уроки и занятия, где педагоги могут ознакомиться с методами воспитания и обучения, применяемыми в дошкольных учреждениях.
Подготовка детей в детских садах включает несколько ключевых направлений. Это развитие познавательных способностей, формирование элементарных математических представлений, развитие логического мышления и речи. Важное внимание также уделяется знакомству детей с окружающим миром, природой и сезонными изменениями. Занятия помогают детям научиться считать до 10, различать основные цвета и формы, ориентироваться в пространстве и выполнять простые инструкции взрослых.
Инновационные методы обучения с использованием таких инструментов, как 3D мэппинг и хромакей, становятся неотъемлемой частью образовательного процесса. Эти технологии создают увлекательные и интерактивные условия для обучения, позволяя детям не просто получать знания, но и активно вовлекаться в процесс.
«Использование таких технологий развивает креативность, критическое мышление и цифровые навыки, что крайне важно для будущего детей», — подчеркивает Айгуль Софиева.
Еще одним важным элементом программы является проект Adaptation Days, который проводится в апреле и мае. В рамках этого мероприятия будущие первоклассники знакомятся с учебными кабинетами, учителями и внутренней структурой школы, что помогает снизить уровень стресса и подготовиться к школьной жизни.
Кроме того, в летний период на базе детских садов организуются курсы «Малышкина школа», которые предоставляют детям дополнительную подготовку к первому классу. На этих занятиях развиваются навыки чтения, письма, счета, а также формируется способность работать в коллективе и адаптироваться к школьным требованиям.
Важной частью программы являются экскурсии для будущих первоклассников, которые проводятся в конце учебного года. В ходе этих мероприятий дети осматривают учебные кабинеты, спортивный зал, библиотеку и другие школьные помещения. Они также имеют возможность пообщаться с учителями и попробовать себя в роли школьников, что помогает снизить стресс и сформировать положительное отношение к школе.
Реализация проекта «Педагогикалық SABAQTASTYQ» способствует обеспечению непрерывности образования и плавному переходу детей от дошкольного образования к начальному обучению. Это создает условия для успешного развития детей на всех этапах обучения и помогает им чувствовать себя уверенно и комфортно в новой образовательной среде.