00:00
Астана -10oC
USD:
473.29
EUR:
512.81
RUB:
5.47
Поиск

Программа «Наставники»: как астанчанин стал другом для ребенка из детского дома

Программа «Наставники»: как астанчанин стал другом для ребенка из детского дома
фото: Elordainfo

«Адал азамат» – честный, благородный, ответственный казахстанец. Именно так можно описать столичного координатора программы «Наставники» Бекназара Кази. Молодой человек с раннего возраста занимается волонтерской деятельностью. А семь лет назад, в 2018 году, он стал наставником для ребенка из детского дома. Бекназар в беседе с корреспондентом Elorda.info поделился историей о том, как одна ответственная миссия помогла подростку не чувствовать себя одиноким, раскрыла его потенциал и повысила уверенность в своих силах.

Программа «Наставники» была создана по инициативе благотворительного фонда «ДАРА» совместно с партнерскими НПО в 2015 году. Программа нацелена на поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, чтобы они могли сформировать навыки самостоятельной жизни через общение со взрослыми волонтерами-наставниками. В 2023 году в рамках программы была запущено казахоязычное направление «Тәлімгерлер». На данный момент в нем принимают участие наставники и дети из четырех городов – Кызылорда, Шымкент, Тараз и Талдыкорган.

Координатор программы в Астане Бекназар Кази рассказал, что в столице насчитывается порядка 80 наставников. 

«Наставников делят на действующих и выпускников. К первой категории относятся наставники, выстраивающие доверительные дружеские отношения с ребенком школьного возраста, проживающим в учреждении. Ко второй - выпускники программы, которые продолжают общаться и поддерживать дружеские отношения после выпуска ребенка. Всего наставников в Астане насчитывается 80 человек. Из них действующих – 33, выпускников – 47», – поделился собеседник.

Бекназар отметил, что в Астане, несмотря на преобладающее большинство мальчиков в детских домах, порядка 90% наставников – это женщины. В столице насчитывается всего 4-5 наставников-мужчин. 

«Наставниками могут стать граждане Казахстана старше 25 лет. Сначала нужно подать анкету на сайте программы. Затем кандидаты сдают два психологических теста, после чего координатор программы обрабатывает информацию и связывается с кандидатами. Также претендентам требуется пройти онлайн-обучение, в ходе которого они знакомятся с принципами взаимодействия наставника и ребенка. Затем приглашают на интервью с психологами, на котором можно задать интересующие вопросы. После этого этапа кандидатов приглашают на тренинг. После успешного прохождения всех ступеней обучения, отбора и предоставления необходимых документов с наставником заключается договор», – поделился собеседник. 


Помимо координирования программы в Астане, Бекназар Кази также является наставником для ребенка из детского дома. Собеседник с улыбкой называет своего подопечного напарником и другом. Напарника Бекназара зовут Виталий. 

«Уже 7 лет как мы общаемся и дружим с Виталием. Первая встреча у нас прошла в 2018 году. Мне сообщили дату знакомства, и так совпало, что в тот день я только прилетал из командировки. Я итак очень волновался, а к тому же рейс задержали, и я опоздал. Когда подходил к назначенному месту, было и стыдно, и страшно. Но Виталий ждал меня с улыбкой прямо возле дверей», – вспоминает Бекназар Кази. 

По словам столичного наставника, главная цель программы – это помочь детям социализироваться в обществе, быть готовыми к самостоятельной жизни и привить семейные ценности. 

«Я хотел дать ему те навыки, которые он может применять в любом месте, где бы он не оказался. Как спланировать режим дня, как найти важные объекты – магазины, больницы, аптеки. Понимаю, что не смогу быть рядом всегда, поэтому стараюсь делиться тем, что умею, показывать на своем примере. Чему-то я учу Виталия, чем-то учит он меня, а порой и вместе изучаем что-то новое. Мы с ним ходили в магазины, я показывал, как вести свой бюджет. Приглашал его в свою квартиру, в которой шел ремонт. Мы с ним ездили в строительные магазины, на встречи со строительной бригадой. А еще Виталий был на моей свадьбе – для него это был первый опыт. Он очень переживал, потому что не знал даже, что надеть. Но мы с моей будущей супругой помогли ему, и он хорошо справился», – поделился наставник. 


Как рассказал Бекназар, они вместе с Виталием выполняли домашние задания, в старших классах занимались профориентацией. Наставник поддерживал и был рядом со своим подопечным на выпускном в школе и колледже, провожал в армию и приезжал на военную присягу.

«Когда Виталий учился в школе, мы с ним встречались каждое воскресенье. Когда он поступил в колледж, мы стали видеться уже по будням, но также регулярно. Сейчас он в армии, я приезжал к нему два раза, а в остальное время мы созваниваемся на выходных. Что меня удивило и тронуло – Виталий наизусть помнит мой номер телефона. У него в армии нет сотового телефона, поэтому он просит его у знакомых и звонит мне по памяти», – рассказал Бекназар. 


В беседе столичный координатор поделился своей мечтой. «У меня есть мечта. Когда Виталий создаст свою семью, я очень хочу, чтобы мы общались уже семьями. Надеюсь, что нам получится воплотить это в жизнь, потому что Виталий занимает важное место в моей жизни. Для детей, оставшихся без попечения родителей, особенно важно, чтобы рядом были надежные взрослые, которые помогут им найти свое место в мире. У многих из них нет привязанности, потому что их часто оставляли – родители, приемные семьи, воспитатели. Поэтому проект «Наставники» несет огромную ценность, так как помогает обрести взрослую стабильную фигуру в жизни в лице наставника и сформировать навыки самостоятельной жизни», – подытожил Бекназар.