00:00
Астана -10oC
USD:
473.29
EUR:
512.81
RUB:
5.47
Поиск

Общественный совет столицы приступил к мониторингу качества оказания медицинских услуг

Общественный совет столицы приступил к мониторингу качества оказания медицинских услуг
Фото: Общественный совет Астаны

На сегодняшний день сеть организаций столичного здравоохранения включает 33 подведомственные организации. Среди них 16 организаций относятся к профильной службе медицинской помощи (ПСМП), 11 являются стационарами, которые обеспечены 4363 койками (2807 койки для взрослых, 1006 койки для детей и 550 акушерских коек).

Кроме того, в состав сети входят станция скорой помощи и 5 других организаций, таких как Высший медицинский колледж, база специального медицинского снабжения, специализированный дом ребенка (100 коек), патологоанатомическое бюро и центр по профилактике ВИЧ-инфекции.

ГМБ 2 помещение выдачи медикаментов.JPG
Кроме того, в городе имеются 7 республиканских и ведомственных больниц, которые обеспечены 2153 койками.
За последние 10 лет население столицы выросло в 2,5 раза и на сегодня прикрепленное население к организациям ПСМП составляет 1 388 254 человека.
В рамках общественного контроля Общественным советом г. Астана осуществляется мониторинг деятельности ГУ “Управление общественного здравоохранения города Астаны” по улучшению качества оказания медицинских услуг и обеспечению населения столицы лекарствами. 
26 мая 2023 года члены Общественного совета г. Астана посетили три крупные медицинские организации города, предоставляющих стационарную помощь: городские многопрофильные больницы №1 и №2, а также многопрофильную детскую больницу №2. 

ГМБ 2.JPG
В мониторинге участвовали председатель и члены Общественного совета столицы, а также представители ГУ "Управление общественного здравоохранения" и ГУ "Управление внутренней политики" города Астаны, включая ОФ "Белсенді Азамат", реализующий социальный проект по организации деятельности Общественного совета г. Астана в рамках государственного социального заказа ГУ "Управления внутренней политики города Астаны".
Целью этой работы является изучение текущего состояния оказания медицинских услуг, обеспечения лекарствами населения столицы, а также социальной поддержки медицинских работников и кадрового обеспечения учреждений здравоохранения города.
Мониторинг включал визуальный осмотр состояния, оснащения и обеспечения больниц, а также беседы с персоналом и пациентами.
Стоит отметить, что во всех данных больницах внедрена концепция, которая включает в себя три основных компонента: Human (Человек), Hardware (Оборудование) и Heartware (Нравственность и культура). 
Эта система стремится к обеспечению высокого качества оказания медицинской помощи и достяжению положительного, удовлетворительного и безопасного опыта пациента во время ее получения.
Первым объектом посещения стала городская больница №1, где в целом хорошо налажена работа стационара. В ходе обсуждения были озвучены некоторые проблемы, которые требуют внимания.
Ежедневно в больницу обращается около 250 человек, нуждающихся в экстренной медицинской помощи. Из них примерно 25-30% пеодлежат госпитализации. Оставшиеся пациенты, около 180 человек, проходят необходимое обследование в соответствии с протоколами и характером полученной травмы. Это включает проведение таких процедур, как ультразвуковое исследование (УЗИ), компьютерная томография (КТ), рентгенография, гастроскопия, электрокардиограмма (ЭКГ) и другие.
Например, если экстренный пациент поступил с травмой головы, то в обязательном порядке необходимо делать компьютерную томографию (КТ) – это один из современных методов диагностики различных заболеваний. В основе метода КТ лежит действие рентгеновских лучей.
При этом, несмотря на то, что экстренный пациент, не требующий госпитализации, проходит полный комплекс обследования, средний тариф финансирования из ОСМС за его обслуживание составляет около 2000 тенге. Однако остальные затраты на обслуживание таких пациентов полностью ложатся на больницу, при том что доход от платных услуг составляет всего лишь 10% от общего бюджета. Из-за этого экстренный приемный покой становится финансовой нагрузкой для больницы.
Данная ситуация требует внимания в отношении целесообразности пересмотра тарифа финансирования за обслуживание экстренных пациентов с использованием средств ОСМС, поскольку это ограничивает больницу в наборе новых квалифицированных кадров и приводит к их утечке.
Далее мониторинговая группа Общественного совета столицы посетила многопрофильную детскую больницу №2, где также была озвучена аналогичная ситуация с низким уровнем тарифа финансирования из ОСМС. 
Например, в хирургии в приемном покое из средств ОСМС оплачивается только за конкретный случай. Если это аппендицит, то тариф составляет всего 1000 тенге. Этот тариф включает осмотр хирурга и педиатра, УЗИ, общий анализ мочи и крови - это минимальный набор услуг, которые должен получить пациент-ребенок. Однако такой тариф не покрывает все расходы, и, следовательно, остальная финансовая нагрузка также ложится на больницу.
В ходе обсуждения безопасности была высказана необходимость наличия пункта полиции.
Наличие пункта полиции в детской больнице способствует поддержанию безопасной и защищенной среды для детей, обеспечивает сотрудничество с правоохранительными органами и предоставляет дополнительную поддержку в ситуациях, связанных с правонарушениями или безопасностью.
По вопросам оснащения детской больницы №2 имеется потребность в рентгеновском оборудовании. В настоящее время в больнице имеется 2 рентгенаппарата, однако один из них вышел из строя.
При посещении городской многопрофильной больницы №2 членам мониторинговой группы Общественного совета г. Астана продемонстрировали нововведения. Особое впечатление произвели налаженные процессы автоматизации регистратуры, службы поддержки пациентов, учета и контроля рабочего времени персонала, обеспечения и использования медикаментов, а также координации и сотрудничества в команде медицинских работников больницы.
Медицинский персонал оснащен видеорегистраторами, что обеспечивает объективность при рассмотрении жалоб на качество оказания услуг. Также врачи и сотрудники больницы имеют в своем распоряжении рации, что существенно экономит время и позволяет более эффективно использовать ресурсы больницы. Рации обеспечивают мгновенную связь в экстренных случаях и способствуют быстрому реагированию на изменения состояния пациентов.
Как и другие медицинские учреждения, данная больница столкнулась с увеличением нагрузки на свою койко-местную базу. 
Государство уже проводит работы по развитию инфраструктуры системы здравоохранения в столице с целью решения этой проблемы.
Все озвученные вопросы и проблемы будут обсуждаться на заседании Общественного совета, которое состоится 30 мая 2023 года. 
В повестку дня данного заседания войдет заслушивание доклада о состоянии и мерах по улучшению качества медицинского обслуживания, обеспечению лекарственными средствами населения столицы, о социальной поддержке медицинских работников, а также о вопросах кадрового обеспечения и повышения заработной платы медицинских работников учреждений здравоохранения города, который будет представлен руководителем ГУ "Управление общественного здравоохранения города Астаны" Муратовым Тимуром Муратовичем.