00:00
Астана -10oC
USD:
473.29
EUR:
512.81
RUB:
5.47
Поиск

Кабинеты инклюзии, обучение специалистов, трудоустройство: как в Астане помогают детям с особыми образовательными потребностями

Кабинеты инклюзии, обучение специалистов, трудоустройство: как в Астане помогают детям с особыми образовательными потребностями
Фото: акимат Астаны

Вот уже год при личном участии акима Астаны Жениса Касымбека в столице действует Общественный Совет по вопросам инклюзии с участием руководителей общественных организаций в сфере инклюзии, в том числе Корпоративного фонда «Болашақ», и родителей особенных детей. За год работы Совета в Астане открыты 11 кабинетов поддержки инклюзии в детских садах, обучено порядка 150 специалистов, работающих с особенными детьми, организовано посещение спортивных секций и групп по видам спорта высших достижений для более 100 детей с особыми образовательными потребностями (ООП), запущен пилот по профессиональному обучению детей с ООП в колледжах, проведено 46 встреч и заседаний Совета.  

 

В текущем году планируется открыть еще 24 кабинета поддержки инклюзии в детских садах столицы, а также запустить специальные группы «Кондитер» и «Швея» при колледже общественного питания и обслуживания для 20 особенных подростков. 

Вместе с тем в начале 2024 года Корпоративный фонд «Болашақ» при поддержке акимата столицы запустил работу Учебно-производственных комбинатов для подростков с сособыми образовательными потребностями. Участниками проекта стали дети от 13 до 18 лет с различными заболеваниями. 

14 июня аким столицы Женис Касымбек посетил учебно-производственный комбинат на базе Колледжа общественного питания и сервиса, чтобы ознакомиться с работой пилота. Проект направлен на помощь подросткам с ООП в социальной адаптации, профессиональном обучении и трудоустройстве через запуск специализированных профессиональных площадок на базе колледжей для учащихся 7-11 классов.

Сейчас в первом запуске проекта участвуют 35 подростков. Они учатся по направлениям: «Швейное производство и моделирование одежды», «Организация питания - Повар», «Организация питания - Кондитер» и «Декоративно-прикладное искусство». Обучение проводится на базе Колледжа общественного питания и сервиса и Колледжа бизнеса, менеджмента и образования г. Астана. Продолжительность курсов – 4 месяца. Занятия проходят 2 раза в неделю по 3 часа. В конце обучения подростки получат свидетельство государственного образца об окончании курса.

За несколько месяцев обучения дети освоили множество ценных навыков: основы работы с различными тканями, техники и виды шитья, использование швейных машин, приготовление блюд, техники нарезки, нормы гигиены и безопасности на кухне, приготовление кондитерских изделий, работа с тестом. Дети стали более дисциплинированными и самостоятельными. 

Эти навыки не только расширили их профессиональные горизонты, но и повысили их уверенность в своих силах, подготовив к успешному поступлению в колледж и дальнейшему трудоустройству. 

«В 2015 году мы разработали модель кабинетов поддержки инклюзии, которая внедрена в государственную систему образования. Дети, которые когда-то малышами пришли в наш проект, сейчас заканчивают 9 класс. Поэтому сегодня вместе с другими фондами в сфере инклюзии при поддержке столичного акимата и акима города Жениса Касымбек мы создаем условия, чтобы дети с аутизмом и другими особенностями развития могли обучаться простым профессиям. Таким образом выстраивается непрерывная система обучения, включающая площадки в дошкольных, школьных и средне-специальных организациях образования. Мы единственный город в Казахстане, где площадки для детей с аутизомом и другими ментальными нарушениями открыты в детских садах, школах и теперь, благодаря нашему тесному сотрудничеству с акиматом, у подростков с ООП появился шанс учиться в колледжах. Мы этому очень рады и благодарим акимат, партнеров и лично акима города за поддержку», - отметила Председатель Попечительского Совета Корпоративного фонда «Болашақ», - Динара Гаплан. 

«Мой сын мечтает открыть свой ресторан. Я как мама очень рада за своего сына и очень горжусь тем, что он с удовольствием приходит сюда, это такая возможность и надежда для него получить профессию. И если мы будем смотреть на эту возможность не только как на какую-то профессиональную поддержку, его будущее, а, в первую очередь, это обучение дает самое главное – умение приготовить себе еду, накормить себя, и, тем самым, сделать счастливой свою семью…», - сказала Ксения Цун, мама особенного ребенка, учащегося УПК по направлению «Повар». 

Важной частью проекта является содействие выпускникам УПК в прохождении стажировки и трудоустройстве. Организаторы рассчитывают на сотрудничество с социально-ответственными предприятиями, которые окажут поддержку в профессиональном становлении особенных подростков, что станет важным этапом их социализации и интегрирования в жизнь общества.

Справочная информация о проекте «Каждый ребенок достоин школы» КФ «Болашақ»  

Корпоративный фонд «Болашақ», учрежденный выпускниками программы «Болашақ», с 2015 года реализует программу по развитию инклюзивного образования «Каждый ребенок достоин школы» для детей с аутизмом и другими ментальными нарушениями. За 13 лет фондом открыто и оснащено более 80 специализированных реабилитационных учреждений и кабинетов по всему Казахстану, в том числе 57 кабинетов поддержки инклюзии в 22 городах Казахстана. Проектом охвачено свыше 2000 детей с особыми образовательными потребностями, в том числе более 800 детей выведены из надомного обучения.  

Создано 550 новых специализированных рабочих мест в сфере инклюзивного образования. 3500 специалистов и родителей прошли обучение по инклюзивному образованию и прикладному анализу поведения. Свыше 2,5 тысяч детей из детских домов приняли участие в творческих программах фонда.

Внесено более 80 качественных рекомендаций и поправок в законодательные акты в части развития инклюзивного образования. Фонд является активным участником рабочих групп по вопросам развития благотворительности и инклюзии при Правительстве РК, Сенате Парламента РК и МП РК. 

Фондом разработан и запущен учебный курс «Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями с использованием методов прикладного анализа поведения (АВА-терапия)» для педагогов-ассистентов по сопровождению и работе с детьми с особыми образовательными потребностями. На сегодняшний день обучено свыше 3500 специалистов из более 17 регионов Казахстана и стран Центральной Азии.