Единый архитектурный облик: Как в столице борются с визуальным шумом
В Астане активно упорядочивается размещение наружной рекламы и вывесок, что способствует улучшению эстетики столицы и созданию гармоничной городской среды. Это помогает сформировать целостный архитектурный облик, в котором реклама органично вписывается во внешние особенности зданий, не нарушая их восприятия. Подробно об этом корреспонденту Elordainfo.kz рассказали в КГУ «Астана-Жарнама» столичного акимата.
Процесс регулируется рядом нормативных актов, таких как Законы Республики Казахстан «О рекламе», «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности», а также «О языках». В рамках этих законов устанавливаются требования к размещению рекламы, а также к использованию государственного языка и соблюдению архитектурных норм.
Основные изменения уже можно наблюдать по оформлению фасадов зданий. Яркие и громоздкие рекламные конструкции, которые скрывали архитектурные особенности, были демонтированы. Фасады стали выглядеть более гармонично, и их внешний вид воспринимается как целостная композиция. Положительные отзывы поступают как от граждан, так и от гостей столицы, которые отмечают улучшения в визуальном восприятии города. Столицу теперь украшают лаконичные, стильные и современные рекламные конструкции.
Строгие требования
Важным шагом на пути к совершенствованию внешнего облика города является соблюдение строгих стандартов при размещении вывесок. Каждая вывеска должна соответствовать не только архитектурным, но и языковым требованиям. Например, она должна быть размещена в пределах входа в здание и содержать наименование организации и описание ее деятельности на государственном языке. Важно, чтобы вывески разных организаций, находящихся в одном здании, располагались на одной горизонтальной линии и не закрывали архитектурные элементы фасада. Это правило способствует сохранению архитектурной целостности зданий и улучшению визуального восприятия городского пространства.
«Каждый шаг направлен на то, чтобы столицу сделать еще более красивой, удобной и комфортной для жизни. Лаконичные и стильные вывески, гармонично вписывающиеся в архитектурное окружение, — это не только эстетическая ценность, но и показатель высокого уровня сознательности нашего бизнеса. Мы будем продолжать работать с предпринимателями, развивать концепцию архитектурного облика города и стремиться к улучшению качества городской среды для всех жителей и гостей столицы», — отметил заместитель директора КГУ «Астана-Жарнама» Шынгыс Кусаинов.
Консультации для бизнеса
Ключевым аспектом работы является взаимодействие с предпринимателями. Изначально многие выражали недовольство, но со временем, видя изменения в городе, все больше бизнесменов начали переходить от ярких рекламных конструкций к более сдержанным решениям. Это улучшает имидж бизнеса, повышает доверие клиентов и конкурентоспособность.
Для обеспечения соответствия рекламных конструкций стандартам в городе разработана концепция, учитывающая архитектурные особенности фасадов зданий. Концепция помогает предпринимателям правильно интегрировать рекламу в городскую среду, выбирая подходящие шрифты и цвета, что способствует улучшению восприятия рекламы и созданию гармоничного внешнего вида города, а также поддержанию высокого эстетического уровня столицы.
Для того чтобы новые предприниматели соблюдали правила размещения рекламы и вывесок, КГУ «Астана-Жарнама» проводит консультации, обучающие мероприятия и разъяснительные встречи. Здесь бизнесмены могут получить рекомендации по правильному оформлению рекламных конструкций. Также разработаны дорожная карта и пошаговые инструкции, которые помогают избежать ошибок и ускоряют процесс интеграции вывесок и рекламы в единый архитектурный облик города.
Закон о дизайн-коде
В настоящее время в Мажилисе Парламента рассматривается законопроект, предусматривающий введение понятия «дизайн-код» в действующее законодательство и наделение полномочиями местных исполнительных органов столицы и других городов республиканского значения разрабатывать дизайн-код.
Дизайн-код – это свод требований и правил, регламентирующих обязательную визуальную составляющую элементов городского пространства: фасадов зданий и сооружений, благоустройства, вывесок, указателей, малых архитектурных форм и элементов городской инфраструктуры, направленных на формирование целостной эстетичной архитектуры, комфортной, доступной и безопасной городской среды.
Таким образом, дизайн-код - инструмент для комплексного решения всех вопросов, связанных с дизайном городского пространства, в том числе брендбука города.
Если Парламент примет вышеуказанный законопроект – будет разрабатываться дизайн-код столицы, частью которого является брендбук.
Новый брендбук города будет распространяться не только на вывески и рекламные конструкции, но и уличную мебель, освещение и типографику символики. Введение дизайн-кода обеспечит более строгие требования к внешнему виду города, создавая комфортную, безопасную и эстетичную среду, что улучшит качество жизни горожан и повысит имидж Астаны на международной арене.
В будущем планируется переход на digital-форматы для наружной рекламы, заменив устаревшие баннеры на современные LED-устройства. В КГУ «Астана-Жарнама» считают, что это улучшит внешний вид города, сделает его более технологичным и удобным для жителей, а также снизит негативное воздействие на окружающую среду.
С начала работы по упорядочиванию наружной рекламы в столице проведено более 3500 консультаций для предпринимателей и проверено на соответствие архитектурному облику города более 3000 эскизов вывесок. Разработано 82 концепции размещения наружной информации, из которых 34 уже реализованы, что помогает формировать единый стиль вывесок по всей территории города.
Работа по улучшению внешнего облика города продолжается: регулярно проводится мониторинг вывесок на соответствие стандартам, а владельцам рекламных конструкций предоставляются консультации и помощь. В будущем запланированы дополнительные обучающие мероприятия и открытые дни для предпринимателей, чтобы они могли лучше ориентироваться в новых правилах.