Более 89 тысяч астанчан входят в единую информационную систему «е-Tutynushy»
С 1 января 2021 года введена в действие Единая информационная система приема обращений потребителей по принципу «одного окна» - «е-Tutynushy».
«Цель проекта создание системы приема обращений от потребителей к представителям бизнеса, разрешение обращений на разных этапах, отслеживания потребительских жалоб в разрезе отраслей и предметов спора, формирования аналитических данных и выявления проблемных вопросов государственными органами во всех сферах жизнедеятельности граждан», - сказал Галымжан Ильясов.
По словам спикера, в 2020 году была реализована трехступенчатая система прав потребителей, согласно которой потребитель обращается к продавцу с претензией в случае возникновения спора, а территориальный орган министерства Торговли и интеграции, как контролирующий орган привлекает к ответственности продавца в случае отсутствия ответа или нарушения прав по рассмотрению претензии.
Данный принцип лег в основу разработки функционала e-Tutynushy.kz.
В декабре 2021 года была проведена интеграция платформы ЕИС и e-Otinish.kz, в связи с чем все обращения в ДТЗПП и КЗПП поступают по e-Otinish.kz.
В единой информационной системе:
- предоставлен доступ к системе потребителям, субъектам бизнеса и общественным объединениям потребителей;
- для уведомления незарегистрированных субъектов бизнеса на платформе через личный кабинет eGov, Министерством совместно с МЦРИАП проведена интеграция с сервисом личного кабинета портала «Электронного правительства»;
- проведена интеграция с е-Otinish.kz в части направления обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей с ЕИС в уполномоченный государственный орган;
- потребители получают SMS оповещения на каждом этапе рассмотрения обращения;
- добавлен функционал по аналитике обращений, оптимизации процессов внутри платформы для более удобного пользования как для физических, так и для юридических лиц;
- есть адаптивная мобильная версия системы через приложение Aitu.
В единой информационной системе «е-Tutynushy» зарегистрировано 89111 потребителей, 18 субъектов досудебного урегулирования, 148 юридических лиц и 676 индивидуальных предпринимателей.
Необходимость создания ЕИС обусловлена ее социальной ролью, поскольку концентрация всех мер защиты прав потребителей в одном месте обеспечит быстрый и беспрепятственный доступ потребителя к любой информации, связанной с его эффективной защитой.
С начала текущего года в Департамент обратились потребители с 3862 обращением.
Посредством платформы eOtinish и портала электронного правительства – 1675 обращений. 1100 были даны разъяснения, из которых по 150 обращений были переадресованы в другой государственный орган по компетенции, 175 обращений перешли на следующий месяц, 210 случаях вопрос потребителей нами был урегулирован, сумма возврата денежных средств Потребителям составила в размере – 105 млн тенге.