Более 250 млрд тенге прибыли недополучит бюджет от иностранных маркетплейсов в этом году – мажилисмен


Речь идет о таких гигантах как Temu, Amazon, AliExpress и другие. Сейчас, по словам депутатов, они фактически уходят от таможенных пошлин. По оценкам, в 2023 году бюджет недополучил более 60 млрд тенге, передает Elordainfo.kz.
На бреши в налогообложении импорта указал в своем депутатском запросе лидер фракции «Ак жол» Азат Перуашев.
В частности, мажилисмена возмутило отсутствие какого-либо регулирования работы иностранных маркетплейсов в Казахстане, которые, по его мнению, несут минимальную фискальную нагрузку.
"Так, в 2023 году иностранные маркетплейсы поставили в Казахстан товаров на 505 млрд тг, при этом уплатив в бюджет 24 млрд тг., т.е. 4,8% от оборота, что составляет полный уход от таможенных пошлин и в 2,5 раза меньше НДС, который вообще-то всегда уплачивается в стране назначения и служит важным фактором пополнения бюджета. Т.е., только по уклонению от НДС от операций иностранных маркетплейсов, бюджет в 2023 году недополучил более 60 млрд тг, не говоря уже о недополученном ИПН с рабочих мест на производстве", - приводит данные депутат.
В этом году, считает депутат, недополученная прибыль бюджета от иностранных маркетплейсов может составить уже более 250 млрд тенге, ввиду ежегодного удвоения объемов электронной торговли.
При этом, казахстанские предприятия могут быть вытеснены с этого рынка.
"Если государство не вмешается в указанную тенденцию, то с сегодняшних 20% к 2029 году уже более 50% казахстанцев будут совершать покупки исключительно на иностранных маркетплейсах, что приведет к дальнейшему сокращению доли местных производителей, а потери бюджета дойдут до 700 млрд тг", - считает А. Перуашев.
В этой связи, депутатская фракция «Ак жол» предложила ввести требование об обязательной регистрации иностранных маркетплейсов в налоговых органах Казахстана и ввести обязательную уплату НДС и других налогов с доходов, полученных от казахстанских потребителей. В качестве примера А. Перуашев привел Индию, где введены требования к иностранным маркетплейсам по созданию партнерств с местными компаниями и уплате налогов. А в Евросоюзе обсуждается введение 30% пошлины и обязательной регистрации как плательщиков НДС.



