2024 год: Как развивается дорожная инфраструктура столицы

30 декабря, 2024
Сабина Арыстан Сабина Арыстан
2024 год: Как развивается дорожная инфраструктура столицы
Фото: Оңалхан Өнерхан

В 2024 году столичные власти активно занимались улучшением дорожной инфраструктуры. Так, по всему городу проводились работы по среднему ремонту дорожного полотна. О том, как развивается эта сфера и каких успехов удалось достичь в уходящем году, читайте в материале Elordainfo.kz.

Долгожданный мост

Аким Астаны Женис Касымбек на недавнем брифинге в СЦК рассказал о том, что в 2024 году в столице были проведены работы по среднему ремонту 50 улиц, общая протяженность которых составила 60 километров. Одним из важнейших проектов стало завершение строительства моста с проспекта Аль-Фараби на проспект Тәуелсіздік. 

В октябре 2023 года был обеспечен проезд по нижнему слою дорожного покрытия на мосту Тәуелсіздік через реку Есиль, а в июне текущего года были завершены работы по укладке верхнего слоя асфальтобетонного покрытия. Это сооружение значительно уменьшило нагрузку на проспект Мәңгілік Ел и обеспечило быстрое перемещение между правым и левым берегами реки. В результате были улучшены транспортные потоки, что положительно сказалось на общем движении в городе.

Фото: Оңалхан Өнерхан

Мост имеет восемь полос — по четыре в каждую сторону. По бокам моста расположены пешеходные зоны и велодорожки, что способствует повышению комфорта для всех участников дорожного движения.

Проект Smart City 

Для повышения безопасности в столице реализуется проект Smart City, который направлен на 100%-ный охват города интеллектуальными системами видеонаблюдения. Проект предполагает установку 22 тысяч камер и 1200 скоростемеров, которые обеспечат комплексное управление и безопасность городской инфраструктуры. Камеры будут использовать искусственный интеллект для анализа нарушений правил дорожного движения и ситуационного анализа. Начало проекта запланировано на 2025 год.

Автоматизированная система взвешивания автотранспорта

В сентябре 2024 года в столице Министерством транспорта РК была запущена автоматизированная система взвешивания автотранспорта. Эта система позволит значительно улучшить контроль за соблюдением весовых норм для грузовых автомобилей, а также повысит общий уровень качества транспортной инфраструктуры города. Автоматические измерители были установлены на основных въездах в город: со стороны Павлодара, Караганды, Костаная, Кокшетау, Косшы, а также у поселков Караоткель и Малотимофеевка. В общей сложности в городе установлено 7 единиц АСИ, каждая из которых измеряет массу на ось в динамике автотранспортного средства и фиксирует случаи превышения допустимых весовых параметров. При выявлении перегруза системы автоматически делают фотофиксацию, после чего информация передается в информационно-аналитическую систему транспортной базы данных. Это позволяет Комитет автомобильного транспорта и транспортного контроля МТ РК оперативно направлять уведомления о правонарушениях, связанных с превышением весовых норм.

Фото: Оңалхан Өнерхан

Проект LRT 

Женис Касымбек на недавнем брифинге в СЦК также рассказал о ходе строительства системы легкорельсового транспорта (LRT) в столице. Проект реализуется консорциумом, в который входят несколько китайских компаний и казахстанские подрядчики. По данным столичного акимата, для возведения монолитного каркаса с несущими балками, железобетонных конструкций платформ, ригелей и других элементов было использовано 79 971 кубометров бетона марки В45 и 9,59 тысяч тонн арматуры.

Линия LRT будет включать 18 станций, разделенных на два типа: наземные (11 станций) и надземные (7 станций). Станции, расположенные на улицах Сыганак (2 станции), Ш. Калдаякова (4 станции) и в районе железнодорожного вокзала «Нұрлы жол» (1 станция), выделяются своим центральным расположением относительно дороги. Для безопасного доступа к станциям были предусмотрены надземные переходы — по два перехода на каждую из семи станций, всего 14 переходов.

Фото: Оңалхан Өнерхан

В 2024 году завершены фасадные работы на станции № 101, включающие монтаж металлических конструкций (497,51 тонны) и облицовку наружными панелями и витражами (4 765 кв. м). На станциях № 109 и № 112 также выполнен монтаж металлических конструкций в объеме 1 210,22 тонны. 

В текущем году в рамках проекта LRT было завершено строительство вантового моста через реку Есиль. Это сооружение, длина которого составляет 155 метров, ширина 14 метров, а высота 28 метров, было спроектировано с учетом климатических условий и уровня воды в реке. Мост представляет собой арку с проездом снизу и снабжен затяжками. Плита проезжей части выполнена в виде балочной клетки с железобетонной плитой. Мост расположен рядом с автомобильным мостом через реку Есиль и является важным элементом транспортной инфраструктуры города. 

В 2025 году планируется завершение всех работ на депо для LRT. Оно расположено в районе Международного аэропорта на территории площадью 16,84 га.
Депо LRT станет важным центром для обслуживания и управления системой легкорельсового транспорта. Общая площадь зданий депо составит около 80 тысяч м², где будут размещены все необходимые объекты для технического обслуживания и ремонта подвижного состава. Комплекс включает здание для мойки вагонов, склады запасных частей и оборудования, специализированную технику для поддержания и ремонта путей, а также административные помещения для обучения и повышения квалификации персонала.

На территории депо также будет создан Центр управления беспилотными поездами. Инновационная система автоматизированного управления позволит значительно повысить безопасность и эффективность LRT, автоматизируя процессы запуска, торможения и остановки на станциях, минимизируя влияние человеческого фактора.

С началом зимнего периода работы по проекту LRT сконцентрированы на возведении депо. В проекте сейчас задействовано 2,5 тысячи рабочих, и в 2025 году их число увеличится до 4,5 тысяч, треть из которых составят местные жители. Первые 15 поездов планируется доставить летом 2025 года, а тестовая эксплуатация будет начата в ноябре того же года. В случае успешной тестовой эксплуатации, строительство системы LRT будет завершено до конца следующего года.