00:00
Астана -10oC
USD:
473.29
EUR:
512.81
RUB:
5.47
Поиск

Танцы с рапирами: премьера балета «Маленькая смерть» прошла в Астане

Танцы с рапирами: премьера балета «Маленькая смерть» прошла в Астане
Фото: пресс-служба театра "Астана Опера"

Столичные артисты представили вниманию публики один из самых известных необычных опусов из серии «черно-белых» балетов, которые принесли чешскому хореографу Иржи Килиану мировое признание. 

Вторую постановку одноактного шедевра на музыку Моцарта после «Шести танцев» осуществил Стефана Жеромски. Под его  руководством танцовщики в кратчайшие сроки в совершенстве овладели особым «килиановским стилем», ушедшим от привычной классики. Они не только справились со сложной хореографией, но и не утратили собственной индивидуальности, придав постановке особый шарм и изящество. 

Солисты продемонстрировали точность грациозного пластического рисунка и раскрыли душу шедевра современного танца, который переворачивает представление о страстной любви и романтических взаимоотношениях. На сцене царил минимализм благодаря гармоничному слиянию многих художественных элементов.

330.jpg

Оригинальное искусство Иржи Килиана абсолютно интернационально и современно, не случайно за право ставить «черно-белые» балеты сражаются театры всего мира. Воздушность и легкость исполнения цельных номеров считаются подтверждением высокого исполнительского мастерства.

«Спустя 8 лет в стенах театра «Астана Опера» сбылась моя давняя мечта, так как в данное время в нашем репертуаре появились два знаменитых шедевра чешского хореографа-философа. Надеюсь, что мы не будем останавливаться на достигнутом. Эти гениальные творения дарят истинное наслаждение от созерцания эстетики в сочетании с музыкальной драматургией. Я перетанцевала многих балетмейстеров, но не успела приобщиться к творчеству Иржи Килиана. Сейчас с удовольствием наверстываю упущенную возможность. Моя главная стратегия – собрать в театре лучшие классические и современные постановки, так как артисты должны быть многогранными, всесторонне развиваться, чтобы удивлять зрителей», - говорит художественной руководитель балетной труппы Алтынай Асылмуратова.  

Хореограф Стефан Жеромски отметил, что репетиции с балетной труппой «Астана Опера» проходили легко, так как казахстанским исполнителям присуща лирическая танцевальная лексика.

«В этом балете есть абстрактная тема, но нет сюжетной истории. Понятие «маленькая смерть» имеет несколько смыслов, но то, которое взял Килиан, Petite Mort,  символически означает красивый способ именовать то, что происходит в момент наивысшей точки любви. Также его можно трактовать как образное и метафорическое понятие. Человек осознает свою собственную смертность и неизбежность ухода из жизни. В балете «Маленькая смерть» шесть пар. У каждой из них  есть свой дуэт, показывающий разные стороны человеческих страстей», - пояснил он.

783.jpg

Стоит отметить, что эстетика балетов Килиана тесно связана с игрой света и тени. Эффект таинственности и загадочности при аскетичной сценографии с острыми рапирами и парящими покрывалами создан стараниями художника по свету и заведующий постановочной частью Юста Бигелара. 

Колоссальную работу проделали музыканты симфонического оркестра под руководством Элмара Бурибаева.

«В нынешних условиях пианист сидит на близком расстоянии от оркестровой ямы. Тем не менее, наша акустика позволяет прочувствовать красоту мелодий. Музыка приходит в синергию с гениальной хореографией Килиана, так получается невероятный тандем, где рождаются глубокие смысловые акценты», - считает дирижер. 

Синхронность и слаженность движений играют важную роль в освоении филигранной пластики. По словам ведущего солиста театра Бахтияра Адамжана, реквизит в виде шпаги стал неизменной частью продолжительного репетиционного периода. Его коллега Айгерим Бекетаева рассказала о первом знакомстве лаконичным шедевром о расставании, вечной любви и эйфории счастья. 

«Здесь задействованы 6 девушек, 6 мужчин, а также используется 6 рапир. Некоторые видят в этом определенный символизм: 666, присутствия чего-то демонического и одновременно божественного. Невероятное мастерство хореографа состоит в том, что он показал чувственную природу человеческих взаимоотношений очень интеллигентно», - прокомментировала прима-балерина.

В общем, одноактный балет, который длится всего 17 минут произвел на публику неизгладимое  впечатление. Каждое появление солистов вводило зрительный зал в гипнотический транс и приковывало взгляды к отточенным движениям танцовщиков.