Режиссер «Астана Опера» покорил Венский оперный фестиваль


Казахстанский режиссер Еренбак Тойкенов вошел в число четырех постановщиков со всего мира, приглашенных к участию в Венском оперном фестивале — одном из самых авторитетных культурных событий Европы. Молодой представитель «Астана Опера» работал над оперой Моцарта «Così fan tutte» в команде с известным британским режиссером Тимом Клейдоном, передает Elordainfo.kz.
- Это была коллаборация творческих людей со всего мира. Для меня было невероятно интересно не только работать плечом к плечу с маэстро Тимом Клейдоном, но и почувствовать ритм жизни разных творческих школ. К моему удивлению, на одной площадке одновременно шла работа над четырьмя постановками – это редкий и уникальный опыт, – рассказал Еренбак Тойкенов.
В первый же день репетиций участники познакомились: артисты приехали из самых разных уголков мира – от Америки и Канады до Испании, Италии и Китая. В постановке Еренбака Тойкенова «Così fan tutte» участвовали в основном певцы из США, а также солистка из Великобритании и сопрано из России. Молодой режиссер провел прослушивания, ознакомительный тренинг на английском языке, а затем начались полноценные репетиции вместе с Тимом Клейдоном.
- Маэстро высоко оценил мою работу и даже обратился к руководству фестиваля с просьбой доверить мне завершение постановки. В результате я поставил весь второй акт, провел оркестровые и технические репетиции, работал со сценографом. Это, пожалуй, самые яркие впечатления за последний год, – поделился Еренбак Тойкенов.
Особая атмосфера Вены, родины Моцарта, стала для участников постановки источником вдохновения. Певцы во главе с Еренбаком Тойкеновым успели побывать в доме композитора, а также спустились в знаменитый подвал, где некогда сам Моцарт пил вино. Сегодня это камерный концертный зал, где труппа дала три аншлаговых концерта.
- В Вене имя Моцарта знают даже дети – оно стало частью бренда страны, его портрет изображают даже на шоколаде. Мне хотелось бы, чтобы и у нас было подобное отношение, например, к Ахмету Жубанову, Мукану Тулебаеву, Нургисе Тлендиеву, чтобы их знали и ассоциировали с Казахстаном во всем мире. Но для этого, конечно, нужна пропаганда, культурный маркетинг. Это вопрос будущего, – отметил режиссер.
По мнению Еренбака Тойкенова, оперное искусство невозможно без системной подготовки артистов, и здесь Казахстану предстоит пройти путь.
- Очень полезно проводить тренинги для певцов, как в балете утро начинается с классического урока. Это помогает артисту быть в форме не только физически, но и эмоционально. Помимо этого, опера требует не только вокала, но и актерского мастерства. Оперного певца можно сравнить с самолетом: если одно крыло – это вокал, а другое – актерская игра, взлететь он сможет только при гармонии обоих, – подчеркнул он.
Именно поэтому в своей педагогической работе режиссер «Астана Опера» уделяет внимание системе Станиславского и наследию Шаляпина, развивая у студентов навыки оперного актера. Он учит их владеть сценическим боем, уметь падать, умирать на сцене, работать с оружием. По его мнению, будущее оперы в Казахстане – за комплексным подходом, где певец будет мыслить не только как музыкант, но и как драматический артист.
- Сегодня в профессиональной среде все чаще поднимается вопрос о самом определении профессии. Само выражение «оперный певец» звучит ограниченно, ведь оно подразумевает лишь умение петь. Тогда как подлинное искусство оперы требует большего – способности мыслить и действовать как актер. Недаром в ряде вузов уже начали использовать термин «оперный актер». Такая формулировка сразу задает иную планку для студентов: на сцене нельзя просто воспроизводить ноты, нужно создавать живую роль, сочинять образ, проживать судьбу героя. Музыкальные партии исполняют оркестровые инструменты – струнные, духовые, – а задача человека на сцене куда глубже: соединить голос и драматическое искусство, чтобы музыка обрела лицо и душу. Сам Федор Шаляпин когда-то говорил, что он не оперный певец, а именно оперный актер. В этом – суть профессии, к которой стремится современная опера, - заметил Еренбак Тойкенов.
И именно такие встречи, как Венский фестиваль, становятся важным стимулом для развития отечественной школы.
- Мне посчастливилось оказаться в числе четырех режиссеров, приглашенных со всего мира. Этот опыт невозможно переоценить – он вдохновляет и дает понимание, что мы движемся в правильном направлении. Хочется, чтобы и казахстанская опера в будущем ассоциировалась во всем мире с высоким качеством и своей неповторимой школой, – подытожил Еренбак Тойкенов.
Так, участие молодого режиссера в Венском оперном фестивале стало одновременно и личной творческой победой, и шагом к признанию Казахстана на международной оперной сцене.



