00:00
Астана -10oC
USD:
473.29
EUR:
512.81
RUB:
5.47
Поиск

Как первокласснику адаптироваться в школе

5 сентября, 2024
Сабина Арыстан Сабина Арыстан
Как первокласснику адаптироваться в школе
Фотоиллюстрация ИИ

Первого сентября тысячи первоклассников пошли в школу. О том, как подготовить ребенка к походу в первый класс психологически и эмоционально, журналисту Elordainfo.kz рассказала детский психолог, нейропсихолог Гульжан Гусманова.

Готовиться к школе нужно заранее и поэтапно. По словам психолога, важно еще на этапе покупки учебных принадлежностей и знакомства с новой школой включать ребенка в процесс.

«Привлечение и участие ребенка в подготовительном этапе к школе способствует тому, чтобы ребенок принял роль ученика. Если ребенок до этого никак не участвовал в создании своего учебного пространства дома, в планировании, где будут стоять его книги и форма, это может сказаться на нем дезадаптивно. Чем больше мы рассказываем ребенку о школе, тем спокойнее для него пройдет адаптивный период», — говорит спикер.

Как отмечает психолог, в адаптации ребенка к школе особенно важен настрой родителей.

«Здесь также важно учитывать настроение родителей. Они сами переживают о том, что нужно будет перестраивать режим и организовывать новый график. Например, если дети всегда просыпались позже, теперь им придется налаживать режим сна и вставать пораньше. Также на самочувствие ребенка во многом влияет самочувствие мамы. Если она переживает и находится в состоянии большой тревоги, это закономерно скажется на ребенке.

Родители могут общаться с другими в чатах, задавать вопросы или обратиться к учителю, рассказав о том, что они тревожатся за адаптацию ребенка. В таком случае учитель тоже может успокоить родителей, поддержать их, сообщая о состоянии ребенка, и своим голосом и взглядом успокоить. Так и родители, и ребенок будут чувствовать себя спокойнее. Также важно говорить с первоклассником и в целом проводить время вместе. Например, рекомендуется выходить на прогулку, в парк, читать книги и рисовать. Когда мы придаем школе слишком много значения, делаем ее самым важным событием в жизни, фокусируя внимание ребенка на том, что нам важны только его достижения в виде хороших оценок и послушного поведения, то тем самым мы обесцениваем значимость самого ребенка как нашего сына или дочери. Книги и форма могут затруднять принятие социальной роли школьника и адаптацию», — поделилась специалист.

Родителям рекомендуется наладить режим дня за две недели до начала школы. Однако бывают случаи, когда это не удается.

«Если у вас остались считанные дни до начала школьной поры, постарайтесь по максимуму убрать визуальный контент, так как он нагружает нервную систему ребенка. Важно также отметить, чтобы дети и родители не откладывали выполнение домашних заданий и поделок на вечернее время. Необходимо это сделать до 5-6 часов вечера. Если же вы работающий родитель, старайтесь по приходу домой сразу уделить время ребенку. Попробовав вместе сделать домашние задания, вы начнете постепенно приучать ребенка к самостоятельной работе.

Следующее, о чем нужно помнить, — это организация режима сна. Родителям следует, по возможности, укладывать ребенка спать к 21.00 часу. К сожалению, мало семей соблюдают это правило. Это значит, что все спортивные секции, прогулки и кружки должны заканчиваться к 20.00, чтобы ребенок уже был дома. Почему важен сон? Если ребенок спит недостаточно и некачественно, не ложится вовремя, то он начинает испытывать истощение. Оно приводит к различным проблемам со здоровьем и даже истерикам. У всех истощение организма проявляется по-разному. У кого-то может проявиться заикание, нервные тики, навязчивые действия и т. д.», — рассказывает Гульжан Гусманова.

Детям необходимо создавать среду для отдыха и восстановления. Как отмечает психолог, благодаря качественному режиму дня, включая сон, информация сохраняется в долговременной памяти.

«В случае отсутствия качественного отдыха мы прокладываем дорогу к тому, что у детей уже в следующем году будет низкая мотивация и ухудшение зрения. Даже у взрослого человека, который недоспал, будет отсутствовать желание искать и узнавать новое. Допустим, за время глубокого сна информация раскладывается в долговременной памяти. Если дети ложатся спать поздно, информация не успевает обрабатываться. Это может касаться не только знаний, но и новых приобретенных навыков и умений», — говорит она.

Нередко бывают случаи, когда перед походом в школу ребенок начинает капризничать. По словам Гульжан Гусмановой, в таком случае родители должны сохранять спокойствие и не поддаваться эмоциям.

«Если родитель хотя бы немного начнет метаться и переживать, ребенок автоматически считывает это. Он может так поступать не потому, что манипулирует, а из-за работы вегетативной нервной системы. Это неконтролируемый процесс, ровно так же, как и выработка гормонов. Чувства матери по отношению к ребенку автоматически считываются им. Если мать хоть немного засомневалась в том, отпускать ли ребенка на уроки или нет, все это приведет к тому, что он точно не захочет идти в школу», — поясняет спикер.

Чтобы будущий первоклассник чувствовал себя в школе комфортно, взрослым стоит научить его общаться.

«Со стороны взрослых очень самонадеянно оставлять этот пункт на ответственности ребенка. Он не обязан уметь общаться и находить общий язык только потому, что ходил в детский сад. Если мы знаем, что у него есть трудности в установлении контакта, наша задача — помочь и проявить поддержку. Это можно сделать, предложив классу пойти на пикник, организовать с родителями поход в театр, кино и тому подобное. Родителям стоит хорошо отзываться о школе, тем самым формируя положительное впечатление и мысли у ребенка. Важно транслировать и рассказывать ему о том, как ему повезло иметь хороший и дружный класс. Если мы хотим предотвратить буллинг, нам важно создавать эти внеклассные мероприятия. И это зависит не от учителей, а от родителей», — отмечает специалист.

Адаптационный период может занимать как короткое, так и длительное время. В течение всего учебного года родитель должен быть очень внимательным и всегда готовым помочь.

«Необходимо, чтобы в дальнейшем ребенок был достаточно социализированным. Социальная готовность — это момент, когда ребенок может подойти ко взрослому и рассказать о своей ситуации. Если ребенок в этом чувствует себя свободно и спокойно, значит, он ощущает уверенность и состоятельность.

Родителям советую давать детям возможность проявлять себя и свою самостоятельность, всячески помогая им и способствуя этому, но важно не бросать ребенка. Иногда, если вы видите, что он очень устал, у него были тренировки, были задания, и еще нужно сделать поделку, помогите сделать это за него. Просто оказывая ему поддержку как взрослые люди, которые адекватно оценивают ситуацию», — заключила психолог.